АВА-терапия – метод прикладного анализа поведения, предназначенный для коррекции аутизма. Впервые техника была применена Иваром Ловаасом и его коллегами из Калифорнийского университета, расположенного в Лос-Анджелесе в 1963 году. В основе была идея, что любое поведение приводит к последствиям. Если последние нравятся ребенку, то он будет повторять свои действия.

Особенности АВА-терапии

Все сложные навыки, например, речь, игра, умение смотреть в глаза разбиваются на блоки. Каждое действие разучивается отдельно до получения положительного результата. Затем полученные навыки соединяются в цепь, в результате получается сложное действие. Роль взрослого – полное управление всем процессом.

Для достижения поставленной задачи применяются различные подсказки и стимулы. Последние могут быть как положительными, так и отрицательными. Навык считается закрепленным, если ребенок может его правильно применить в 80% случаев без ошибок.

Проводимые исследования показали, что обучение по данной методике улучшает:

  • коммуникативные навыки;
  • адаптационное поведение;
  • способность к обучению.

Плюсы и минусы

К достоинствам относится возможность начать обучение в любом возрасте, но лучше всего делать это с раннего детства. Появляется возможность приучить ребенка сидеть за столом, пользоваться горшком и соблюдать режим дня. Для более старших людей, которые ранее не получали никакой помощи, появляется возможность общаться с окружающим миром с использованием карточек.

При коррекции поведения С использованием АВА-терапии больной аутизмом учится:

  • указывать на желаемые предметы;
  • выполнять команды;
  • имитировать мелкие движения;
  • имитировать произношение и другое.

Есть у подхода и свои минусы. К ним относится одностороннее развитие. В процессе обучения акцент делается только на одном, при этом общее развитие тормозиться. По мнению отдельных психотерапевтов, накопление определенного количество навыков не означает, что ребенок развивается. Этот процесс не стимулирует детское развитие.

АВА-терапия требует от ребенка произвольного внимание и поведения, но у аутистов с этими аспектами обычно большая проблема. Ребенок с большой долей вероятности не сможет применить полученные знания в нужное время и в новом месте.

Несмотря на минусы без использования терапии ребенок не сможет научиться правильному поведению даже дома. Все это способно привести к его деградации.

Основные этапы работы

Первая ступень называется «Язык-понимание». Терапевт дает ребенку задание, например, повернуть голову, тут же дает подсказку (делает то же самое). После вознаграждает обучающегося за правильный ответ. После нескольких попыток аутист должен сделать правильное движение уже без подсказки. Если он справляется, получает вознаграждение. При неправильно совершенном действии задание повторяют снова с подсказкой. После освоения одного навыка вводится новый.

На втором этапе происходит закрепление материала. Ранее заученные движения начинают чередовать в произвольном порядке. По такой же схеме вводят третий и последующие стимулы.

На третьем этапе происходит генерализация, обобщение пройденного. В этом случае упражнение проводится вне стен кабинета, где происходило занятие, например, на улице, в коридоре. В обязательном порядке полученные знания закрепляются дома. В терапии могут принимать участие не только родители, но и бабушки, дедушки, сестры и братья.

На четвертом этапе происходит «выход в мир». У малыша появляется способность понимать и совершать новые действия. Можно 1-2 раза показать, как закрывается дверь, чтобы он запомнил. При достижении этого этапа программа считается освоенной. Психологи говорят, что на этой стадии ребенок сам начинает обрабатывать информацию, полученную из окружения.

Сложности во время терапии

Техника связана с правильной мотивацией ребенка. Обычные методы, например, похвала, могут не принести нужного результата. Поэтому обязательно есть материальная награда.

Еще одна сложность связана с отсутствием возможности долгое время сосредотачивать внимание на чем-либо. Дети часто отвлекаются. Из-за этого занятия проводятся в тихом помещении, разбиваются на небольшие временные отрезки.

Когда ребенок осваивает общение один на один с учителем, постепенно подключаются к занятиям и другие люди. К сложностям относится:

  • применение самостимуляции, характерной для аутистов (хлопанье в ладошки, раскачивание);
  • возможность появления слишком выраженной реакции или слишком слабой на процесс обучения;
  • более легкое восприятие визуальной информации, а не слуховой.

Индивидуальный подход и принципы работы

АВА-терапию проводит специально обученный персонал в центрах работы с аутичными детьми после наблюдения за чадом, выявления его интересов, предпочтений и потребностей. После этого составляется план, определяется цель. Последняя зависит от уже имеющихся навыков, семейных потребностей.

Все инструкции соответствуют возрасту и уровню развития. Внимание уделяется навыкам самообслуживания, игровой деятельности, развитию моторики. В процессе обучения постоянно дается объективная оценка прогрессу. Она служит основанием для коррекции программы.

Обязательно обучение проходят и члены семьи, чтобы закреплять пройденное в домашних условиях. При этом на самих занятиях и дома упор делается на позитивных социальных взаимодействиях.

Распорядок дня – важная составляющая АВА-терапии

Жизнь по заранее заданной схеме облегчает освоение навыков. После утреннего пробуждения обучающемуся предлагается маршрут дня. На стене размещаются картинки-подсказки необходимых к выполнению действий:

  • сходить в туалет;
  • почистить зубы;
  • умыться;
  • переодеться;
  • сесть за стол;
  • покушать;
  • убрать посуду и другое.

Важную роль играет и сигнал. Сначала это карточка или часы. Со временем достаточно будет произнести определенное слово, например, «умываться». Психотерапевты обращают внимание на то, что длинные предложения аутистами не воспринимаются из-за невозможности усвоения большого объема информации. Взрослый участник процесса при любой команде должен смотреть в глаза, поскольку такой контакт является самым первым навыком, который усваивает ребенок в процессе обучения.

В заключение отметим, эффект от терапии будет только в том случае, если уделять ей не меньше 40 часов в неделю. Родителям нужно быть готовыми к длительному процессу обучению, на освоения одного простейшего навыка может потребоваться до 6 месяцев. Для получения более выраженного результата методику сочетают с речевой терапией, техникой сенсорной интеграции и другими.