Сквош: основы игры

Основные принципы игры в сквош таковы: игрок или пара спортсменов с помощью ракетки должны направить полый мячик в нужное место. После выполнения подачи снаряд должен удариться о стенку в определенном месте. Теперь мяч необходимо вновь принять на ракетку и снова направить – но теперь уже в другую сторону сквош-корта. Если все сделано правильно, соперник не успеет принять мяч и не заработает очко в свою пользу. При ошибке второй игрок получает преимущество – ему начисляется очко, а первый игрок очко теряет.

Главная особенность игры – быстрота действий. Перемещаясь, мяч может отскакивать не только от боковых стенок, но также и от пола. Права на ошибку у игроков нет: неверный удар или аут засчитываются в виде очка, начисляемого сопернику.

История игры в сквош

Родиной игры в сквош, чем-то напоминающей теннис, считается аристократическая Англия. Первое упоминание об этом экзотическом занятии исследователи относят к 1807 году, но игра, очевидно, появилась гораздо раньше.

Современные сквош-корты с передней, дополнительными боковыми и задней стенками появились значительно позже. В США эта игра перебралась лишь в 1970 году, а после дошла до Ближнего Востока и Азии. Тридцать лет назад в сквош уже активно играли в Германии, Австрии, а потом и в России. Появились клубы любителей этой игры. Теперь в этот увлекательный вид спорта играют жители 100 государств мира. В 2003 году сквош признан одним из наиболее полезных для здоровья видов спорта.

Правила игры в сквош

Играют обычно два игрока. Цель каждого из них состоит в том, чтобы по очереди так наносить ракетками удары по мячу, чтобы противник ошибся или не сумел отразить летящий снаряд. Одно из главных правил – ударить по мячику так, чтобы тот коснулся фронтальной стенки выше так называемой акустической панели и ниже линии, обозначающей аут. Наносить по мячику удары можно как с лета, так и в момент отскока мяча от пола. Бить разрешается по любой из стен, но обычно мяч направляют на фронтальную стенку.

Если один из игроков совершает ошибку или не в состоянии отбить мячик, его сопернику начисляют очко. Тот, кто раньше наберет 11 очков, становится победителем гейма. Но если предыдущий счет был равен 10:10, текущий гейм продолжается до тех пор, пока кто-то из партнеров по игре не получит преимущество в одно очко (к примеру, 13:11).

Стандартный матч состоит из трех или пяти геймов. Первый вариант обычно выбирают любители; профессионалы, как правило, играют матчи в пять геймов.

Право на первую подачу определяется по жребию. В ходе игры первым подает тот игрок, кто взял предыдущий гейм.

Перед началом матча подающий игрок определяет, из какого квадрата он станет подавать – из левого или правого. Впоследствии подающий, выигрывая очередное очко, всякий раз меняет квадрат для подачи.

Правильной считается подача, при которой мячик ударяется о фронтальную поверхность выше линии, предназначенной для подачи, но ниже линии аута. После отскока от стены мяч должен угодить в большой квадрат противника. При попадании мяча на любую линию аута подающий игрок теряет подачу. Если игрок ошибся при подаче, право на нее получает соперник.

Подающий игрок должен хотя бы одной ногой стоять в выбранном квадрате подачи. Неправильная постановка ног влечет за собой потерю подачи.

Если в ходе игры возникает внешняя помеха, игрок обязан остановиться и обратиться к арбитру с просьбой переиграть текущий розыгрыш очка. Если судьи в игре нет, соперники решают спорные ситуации по обоюдному согласию.

Судья вправе отказать в просьбе игрока, если:

  • игрок не сумел отбить мяч;
  • игрок не приложил нужных усилий, чтобы отбить мяч;
  • игрок нанес по мячу удар и промахнулся.

Если игрок не сумел отбить мяч из-за возникшей помехи, очко переигрывается. В ходе игры нередко возникают ситуации, когда игроки могут мешать друг другу. Залогом честной и справедливой игры в сквош является строгое следование правилам. Одно из них гласит: ударив по мячу, приложите все усилия, чтобы не помешать противнику его отбить.

Игроки в любом случае получают право переиграть эпизод, если:

  • во время игры поврежден мяч;
  • в момент подачи противник не был готов принять мяч;
  • если судья сомневается в правильности решения по конкретной игровой ситуации.

Сквош: требования к инвентарю

Мяч для такой игры должен иметь диаметр 40 мм и вес 24 г. По внешнему виду все мячи для этой игры одинаковы. Но они отличаются по рабочим свойствам, в том числе и по скорости отскока. Это отличие помогает определить имеющиеся на мяче цветные точки:

  • двойная желтая точка – очень медленный отскок;
  • одна желтая точка – медленный отскок;
  • красная точка – средний по силе отскок;
  • синяя точка – быстрый отскок.

Выбор типа мяча обычно зависит от уровня квалификации игроков и характера встречи (состязания или тренировка).

Предельная длина ракетки, допустимая правилами, составляет 686 мм. Ширина головной части – 215 мм. Ширина просвета между отдельными струнами ракетки не может превышать 7 мм. Толщина любого элемента конструкции ракетки не должна быть более 26 мм.

Требования к сквош-корту

Размеры поля для игры в сквош регламентированы еще в 1920 году. Длина игрового корта не может превышать 9750 мм, а ширина должна равняться 6400 мм. Поэтому для устройства такой кабины (блока) требуется определенная территория. Поля пола и стенок корта расчерчиваются в соответствии с регламентом разметки. Для линии верхнего аута определена высота в 4570 мм, нижний аут располагается на высоте 430 мм. Линию подачи прочерчивают на уровне 1830 мм от пола. На боковые поверхности корта наносят утолщенные наклонные линии: они связывают ауты с фронтальной стенкой. На фронтальной поверхности отмечают линии подачи, а на полу – квадраты подачи. Эти отметки нужны только при подаче мяча, в ходе игры они не учитываются.

Лучшим покрытием сквош-корта считается паркет, натертый до зеркального блеска. Только дерево дает возможность получить наилучший амортизирующий эффект и снять излишнее давление на суставы игроков. Стены игрового помещения обычно выполняются из ударопрочного стекла. Даже при серьезном усилии разбить такой материал невозможно. Но и разбившееся стекло такого вида просто рассыплется на мелкие частицы, не нанеся травм игрокам и зрителям. Стекло дает и другое преимущество: через него болельщикам удобно следить за игрой мастеров. На лучших кортах для сквоша стекло особым образом обрабатывается; это повышает его устойчивость к ударным нагрузкам.

Для сооружения правильного корта для профессиональной игры в сквош готовят площадку, сложенную из цельного силикатного или керамического кирпича. Толщина его не должна быть менее 200 мм. В противном случае основание не сможет выдерживать нагрузку на отрыв игровых панелей.

Поверхности стен корта должны быть ровными, без ниш и выступающих элементов. Угол между сопредельными стенами должен быть прямым. Стены должны примыкать к поверхности пола без наплывов.

На площадке или в игровом зале, где монтируется корт, рекомендуется выполнить цементную стяжку пола, оборудовав ее гидроизоляцией. Трещины и выбоины на поверхности основания недопустимы; в противном случае нельзя гарантировать отрыв деревянного покрытия, за которым вполне могут последовать травмы.

Предпочтительнее всего оборудовать сквош-корт системой искусственного освещения. Вполне достаточно оснастить площадку 8-12 осветительными приборами. Главное, чтобы все стены были освещены однородно и равномерно. Конструкция светильников должна быть простой, чтобы запущенный в игру мяч не мог застрять в элементах осветительного прибора.