Распевка – это вокальное упражнение, направленное на развитие того или иного аспекта голоса или отработку определенного приема. Целью может быть увеличение диапазона, привитие навыка правильного дыхания, развитие слуха и интонирования, освоение новой исполнительской техники и т.д. Кроме того, распевание помогает «разогреть» и подготовить голосовые связки к более серьезным нагрузкам, именно поэтому с него начинается любой урок, а у профессиональных вокалистов – и подготовка к выступлению.

Подготовка к распеванию

Перед тем, как приступить к любому вокальному упражнению, нужно подготовиться: встать прямо, но расслабленно, чтобы воздух свободно циркулировал и не возникало «зажимов». Не рекомендуется петь сидя, особенно поджав ноги к груди. Это сказывается на работе диафрагмы, мешает нормальному извлечению звука и, соответственно, не позволяет спеть высокие или низкие ноты красиво и на опоре.

Виды вокальных упражнений

Вокальные упражнения можно классифицировать по различным признакам в зависимости от их назначения и техники выполнения, например:

  • Для развития дыхания – это самые важные упражнения для начинающих, поскольку в вокале дыхание является основой. Такие распевки подготавливают диафрагму и легкие к активной работе, постепенно развивают их силу и, как следствие, позволяют поставить звук на опору.
  • Для развития диапазона – не менее важный вид, особенно для оперных исполнителей. Упражнения данной группы начинаются с обучения чистому интонированию в средних нотах, постепенно расширяя возможности исполнителя, помогая ему брать более высокие и низкие ноты. В результате увеличивается и перечень песен, с которыми солист может работать.
  • Для развития дикции. Согласитесь, приятнее слушать четкое произношение, нежели невнятную «кашу»? Этого можно добиться, работая над мышцами языка, губ и освобождением нижней челюсти.
  • Для развития звонкости голоса или, другими словами, для «включения» резонаторов. Именно они дают звонкость на всем диапазоне и легкость звучания.

Если немного переосмыслить и перегруппировать представленную классификацию, то мы получим разделение всех упражнений на две базовые группы распевок:

  • резонаторные,
  • вокальные.

Резонаторные распевки

Как можно догадаться по названию, резонаторные распевки предназначены для работы с резонаторами. Многие из них параллельно прорабатывают и дикцию. В числе классических упражнений данной категории можно выделить следующие:

  • «Мычание». Нужно встать прямо, представить, что от пола до потолка через позвоночник проходит канат, по которому будет идти звук. Губы при этом сжаты, но когда вы издаете звук «ммм», они должны немного вибрировать, вызывая легкое ощущение зуда. Такое упражнение разрабатывает грудной и головной резонаторы.
  • «Рррр» – зубы сжаты, но губы растянуты в широкой улыбке, при этом нужно постараться издать максимально звонкий звук.
  • «Жжж» и «ззз» короткие – аналогичны предыдущей распевке, цель – произнести звуки максимально четко и на опоре.
  • «Жжж» и «ззз» длинные – в целом техника выполнения остается прежней, за исключением длительности: теперь нужно удерживать звук, пока не кончится воздух. Подобным образом можно работать и с другими согласными.

Вокальные распевки

Данный вид распевок построен на мелодиях и ладах, выполняются они под аккомпанемент фортепиано. Эти упражнения призваны расширять диапазон, формировать привычку петь на опоре и правильно дышать.

  • «Ми-Мэ-Ма-Мо-Му» – пожалуй, это одна из самых основных и наиболее известных вокальных распевок. Указанные слоги нужно пропеть на одной ноте, затем – взять носом дыхание и спеть их на полтона выше, затем снова вдохнуть и повысить еще на полтона. Начинать исполнение следует с максимально низкой ноты, которую вы можете взять и доходить до максимально высокой, а затем спускаться обратно. В процессе нужно следить за тем, чтобы все гласные пропевались в одной позиции и не «разъезжались».
  • «А-О-У-И-Э», «У-О-У», «И-Э-И» – как и в предыдущем упражнении, сохраняется основной принцип – пропевание всех гласных в одной позиции.
  • «А-й-я-й-я-й-я-й-я-й-я-й-я» – распевка на отработку йотированных гласных. Петь нужно на улыбке, но при этом сделать все буквы округлыми.
  • «Ва-а-а-а-Ва» – упражнение, которое учит попадать в ноты и петь на опоре. Сначала, при движении вверх, звуки исполняются отрывисто, на стаккато, затем – на легато вниз. Нужно стараться широко раскрыть рот, при этом во время нисходящего движения челюсть следует опускать ниже, чем при восходящем.
  • «Бра-а-а – Брэ-э-э – Бра-а-а – Брэ-э-э – Бра» – при исполнении нужно представлять, как вы посылаете звук вперед, он должен быть мощным.
  • «Чхи – Чхе – Чхи – Чхе – Чхи» – упражнение на опору. На каждом слоге живот должен втягиваться внутрь.
  • «Вьо – Вье – Вьи» – во время этой распевки гласные нужно тянуть, опускаясь вниз. Задача – опевать ноты, т.е., исполнять их раздельно, но на легато, объемно.  

Можно подобрать и другие упражнение, сегодня в интернете немало информации на эту тему, а ютуб даже предлагает обучающие видео. Тем, кто планирует заниматься вокалом на профессиональном уровне, следует ознакомиться с упражнениями Николы Порпоры. Это выдающийся итальянский композитор и педагог, особое внимание уделявший оперным произведениям. Его оперы имеют достаточно сложные партии и требуют от исполнителей совершенного вокального мастерства.

Есть ли разница в распевках для мужских и женских голосов?

Всем известно, что женщины и мужчины имеют разный тембр. Женский голос обычно более звонкий и высокий, ему не хватает глубины, на что и следует делать упор во время распевания.

Мужской вокал, напротив, чаще всего бывает низким, заглубленным, и ему не хватает звонкости. По этой причине упражнения для мужских голосов должны быть направлены на приобретение звучности, особенно на верхних нотах.

Но так или иначе, следует смотреть на индивидуальные особенности исполнителя и подбирать распевки, необходимые конкретно ему.

Ни в коем случае не пренебрегайте распевками и начинайте с них любое занятие. Это поможет не только сделать урок более эффективным, но и избежать голосовых травм при исполнении сложных композиций.