Основное содержание европейской философии в Средневековье

Характерной чертой средневековой западноевропейской философии была ее тесная связь с религиозными концепциями. По своим целям философия того времени была христианской и развивалась служителями культа. Поэтому определяющее влияние на философскую мысль в Средние века оказали христианская картина мира и представления мыслителей о боге. Но мышление в те времена не было единообразным, чему способствовало наличие различных религиозных направлений и споры между ними. В целом же пути развития философской мысли определялись христианским мировоззрением.

Патристика и схоластика: два направления средневековой мысли

По задачам, стоявшим перед философской мыслью, средневековая философия делилась на два больших периода, получивших наименования «патристика» и «схоластика».

Патристика (II–VIII вв.) по хронологии частично совпадает с античной эпохой, хотя по тематике всецело относится к Средневековью. Возникновение этого этапа определялось необходимостью полного отхода от античной культуры, стремлением отмежеваться от языческих традиций и укрепить молодое христианское учение. В этот период отцы церкви использовали язык неоплатоников. На первый план религиозных обсуждений выдвинулись споры о природе Троицы, учение о превосходстве души над телом. Наиболее влиятельным представителем эпохи патристики считается Августин Аврелий (354-430 гг.), произведения которого стали главным источником философской мысли тех времен.

Схоластика же развивалась с VIII по XV век как ветвь философии, в основе которой лежала рационализация христианского вероучения. Название течения произошло от латинского слова schola, т.е. «школа». В неявном виде перед схоластикой была поставлена цель привести догматику в порядок, сделать ее привычной и легкой для понимания и усвоения простыми людьми, не знавшими грамоты. Ранний период схоластики характеризовался повышением интереса к знанию и большой самостоятельностью мышления при постановке философских вопросов.

Причины возвышения схоластики:

  • оказалось, что истины веры проще постигнуть при помощи разума;
  • философские аргументы позволяют избежать критики религиозных истин;
  • догматизм придает христианским истинам систематическую форму;
  • философское вероучение обладает доказательностью.

Ранняя схоластика

Социально-культурной основой ранней схоластики стали монастыри и школы при них. Рождение новых схоластических идей шло в спорах о месте диалектики, под которой понимались методические рассуждения. Считалось, что схоласт должен был уметь хорошо разбираться в казусах и оперировать категориями семиотики и семантики, в основе которых лежат идеи о многозначности слов и их символическом значении.

Проблематика ранней схоластики:

  • взаимоотношение знания и веры;
  • вопрос о природе универсалий;
  • объединение логики Аристотеля с прочими формами познания;
  • согласование мистического и религиозного опыта.

Одним из самых известных мыслителей раннего периода схоластики был архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.). Его учение отстаивало идеи о том, что истинное мышление и вера не могут находиться в противоречии; истину веры можно обосновать разумом; вера предшествует разуму. Ансельм Кентерберийский выдвинул так называемое онтологическое доказательство бытия бога.

Спор об универсалиях

Один из центральных моментов развития схоластики на раннем ее этапе – спор об универсалиях. Суть его сводилась к вопросу: могут ли существовать всеобщие определения сами по себе? Или же они присущи только мышлению? Споры по этому поводу определили тематику философской мысли на несколько столетий и привели к широкому распространению схоластического метода.

Спор об универсалиях привел к формированию трех точек зрения, к которым относятся:

  • крайний реализм;
  • крайний номинализм;
  • умеренный реализм.

Крайний реализм утверждал, что универсалии (то есть роды и виды) существуют прежде вещей – как вполне реальные сущности. Крайний номинализм доказывал, что универсалии – это всего лишь общие имена, существующие после вещей. Представители умеренного реализма полагали, что роды и виды находятся непосредственно в самих вещах.

Высокая схоластика

Расцвет схоластики пришелся на XII век и сопровождался созданием университетов – высших учебных заведений. Философские изыскания авторитетных преподавателей привели к появлению крупных сочинений в области схоластики. Образ философской науки стал формироваться посредством заимствования трудов Аристотеля. Знакомство с трудами этого мыслителя Античности произошло в Европе благодаря переводам с арабского языка. В программу университетов было включено изучение трудов Аристотеля и обширных комментариев к ним. В традицию схоластики вошло также развитие логического и естественнонаучного направлений.

Размышления о поисках духовной истины подготовили почву для возникновения так называемой высокой схоластики, базой которой и стали появившиеся в Европе университеты. В XIII-XIV веках движение философской мысли поддерживали представители нищенствующих орденов – францисканцы и доминиканцы. Стимулом к умственным исканиям стали тексты Аристотеля и его поздних комментаторов. Противники тезисов Аристотеля считали их несовместимыми с положениями христианской веры и стремились снять противоречия между религиозными воззрениями и знанием.

Великим систематиком Средневековья стал Фома Аквинский (1225-1274 гг.), в сочинениях которого оказались слитыми воедино учение Аристотеля, августианство и неоплатонизм. Влиятельный философ предпринял попытку привести в порядок связи этих направлений с истинно христианской философией.

Фома Аквинский предложил собственный ответ на вопрос о том, как соотносятся вера и человеческий разум. Они не могут противоречить друг другу, ведь исходят из единого божественного источника. Богословие и философия приводят к одинаковым выводам, хотя и отличаются своими подходами. Божье откровение несет человечеству только те истины, которые необходимы для спасения людей. Защищая основания веры, философия осваивает пространство, пригодное для самостоятельного исследования природы вещей.

Поздняя схоластика

Эпоха поздней схоластики совпала со временем упадка философствования. Номинализм обрушился с критикой на метафизические воззрения старых школ, но новых идей не предложил. В споре о природе универсалий представители старых школ встали на защиту умеренного реализма. Среди мыслителей этого этапа развития схоластики – Иоганн Дунс Скотт и Уильям Оккам. Последний высказал предположение, что реальные науки должны рассматривать не сами вещи, а термины, замещающие их, являющиеся их представителями.

Периоду поздней схоластики были свойственны кризисные явления. В среде мыслителей раздаются голоса, которые призывали перейти от умозрительных метафизических рассуждений к непосредственному изучению природы. Особая роль здесь принадлежала британским мыслителям, в частности Роджеру Бэкону. Некоторые идеи этого периода впоследствии были усвоены и восприняты Реформацией.

Историческое значение схоластики 

Основная черта ортодоксальной схоластики – подчинение философской мысли авторитету церковных догматов, низведение философии до уровня «служанки богословия». Схоластика активно перерабатывала наследие предшествующей эпохи. Образ мысли в рамках схоластики остается верным принципам теории познания античного идеализма и в определенном смысле представляет собой философствование, носящее форму интерпретации текстов.

Развитие идей номинализма сопровождалось появлением новых идей в естествознании. Эволюция схоластики при этом не прекратилась, хотя ее традиции во многом были утрачены. Интерес к идеям схоластики стал реакцией на Реформацию и Ренессанс; на протяжении XVI и XVII веков основы учения схоластов продолжали развиваться в Италии и Испании. После завершения длительной эпохи расцвета схоластика сменилась так называемой неосхоластикой, возникшей в XIX веке.

Схоластика оказала серьезное влияние на всю современную ей культуру. Свойственная этому типу философии методика расчленения общих понятий встречается в проповедях того времени, в легендах и житиях святых. Схоластические приемы работы с текстами нашли применение в поэзии и в других мирских жанрах. Ориентированная на «школьное» мышление с фиксированными правилами, схоластика сделала возможным дальнейшее развитие европейской философии.