Маржинальный анализ и его назначение

Маржинальный анализ иначе именуют анализом безубыточности. В рамках этого аналитического подхода выделяют понятие «маржинальный доход», который высчитывается в виде разности между объемом выручки и переменными затратами по их совокупности в целом по предприятию.

Одна из функций маржинального анализа заключается в том, чтобы дать объективную оценку состояния и уровня резервов и степени их использования в производстве. На базе такого анализа ведется разработка способов мобилизации резервов и возможности их финансового обеспечения.

Концепция маржинального дохода

Экономический смысл маржинального дохода состоит в том, что он дает возможность покрыть постоянные затраты и позволяет сформировать чистую прибыль от деятельности предприятия. Маржинальный доход определяется как предельная прибыль, которую предприятие может получить в случае производства и реализации каждого вида продукции.

Концепция маржинального дохода хорошо вписывается в систему методов управления и учета затрат. Суть этой системы в том, что к себестоимости относят исключительно прямые затраты. А накладные расходы, которые прямо не зависят от объема продаж, не включаются в себестоимость, периодически списываясь на финансовый результат. Согласно концепции, наиболее точная калькуляция не та, куда включаются все затраты, произведенные после трудоемких расчетов и распределения расходов, а та, в которую внесены издержки, обеспечивающие выпуск конкретной продукции.

В практике работы предприятия нередко возникают ситуации, когда в ассортименте выпускаемой продукции имеются продукты с низкой и даже отрицательной рентабельностью по себестоимости, но с положительным маржинальным доходом. Продукты данного вида покрывают связанные с их производством переменные затраты и некоторую часть постоянных затрат.

Углубленный маржинальный анализ эффективности выпуска продукции демонстрирует, что исключение из производства продукта, имеющего отрицательную рентабельность по себестоимости, может не быть оправданным. Зачастую такое решение приводит к парадоксальным результатам, например, к снижению прибыли предприятия.

В маржинальном анализе часто используются следующие показатели:

  • коэффициент валового дохода;
  • коэффициент маржинального дохода;
  • коэффициент изменения валовых продаж;
  • прибыльность продаж.

Маржинальность продукции

Маржинальность продукции можно определить как разницу между общей прибылью от продажи товара и переменными затратами:

Маржинальность = Общая прибыль от реализации – Переменные затраты.

Формула маржинальности позволяет рассчитывать показатель при разделении постоянных и переменных расходов. Постоянные издержки сохраняются даже в случае прекращения выпуска продукции. К таким издержкам относятся:

  • погашение кредитных обязательств;
  • плата за аренду;
  • некоторые налоговые платежи;
  • зарплата сотрудников бухгалтерии, отдела кадров, персонала по обслуживанию.

Если вклад на покрытие равен сумме постоянных расходов, говорят о достижении точки безубыточности. В ней объем реализации товара таков, что компания может полностью окупить все затраты на изготовление продукта, не рассчитывая на получение прибыли.

Расчеты основных коэффициентов в рамках маржинального анализа

1. Расчет коэффициента маржинального дохода представляет собой отношение такого дохода к выручке:

КМД = (Выручка – Переменные затраты) / Выручка;

Такой коэффициент показывает, какова в выручке доля, которая идет на обеспечение прибыли и покрытие постоянных затрат. Рост показателя учитывается как положительный фактор. Повысить коэффициент можно путем повышения отпускных цен или посредством снижения переменных затрат.

2. Коэффициент изменения валовых продаж показывает, как меняется объем валовых продаж за текущий период по отношению к размеру валовых продаж предшествующего периода:

КВП = (Выручка за текущий период – Выручка за прошлый период) / Выручка за прошлый период;

Следует учитывать, что содержащаяся в показателе инфляционная составляющая может внести определенные искажения в полученное значение.

3. Коэффициент валовой маржи (валового дохода). За него принимается разница между выручкой предприятия и переменными затратами.

КВД = Выручка – Затраты;

Данный показатель позволяет оценивать прибыльность продаж предприятия. Валовый доход призван покрыть издержки, которые зависят от общего управления предприятием и реализации готовой продукции. Валовый доход обеспечивает предприятию прибыль.

Необходимо помнить, что термин «валовая маржа» в европейской и российской системах учета понимается по-разному. В условиях российской экономической действительности под валовой маржей понимается расчетный показатель, который отображает вклад предприятия в решение вопросов с получением доходов и покрытием затрат. По одной этой величине нельзя составить представление о финансовом состоянии компании.

В европейской учетной системе валовая маржа – это процент от доходов, которые получены в результате продаж. При этом учитывается доход, который остается в фирме после учета прямых расходов, идущих на производство продукции, подлежащей реализации. Иными словами, в российской экономике под валовой маржей подразумевается прибыль, а в Европе данный показатель считается в процентах.

Как увеличить маржинальность?

Способы увеличения уровня маржинальности похожи на способы повышения уровня прибыли или доходов. Сюда следует отнести:

  • участие в тендерах;
  • увеличение выпуска продукции;
  • распределение постоянных затрат между значительными объемами продукции;
  • оптимизация применения сырья;
  • поиск новых рыночных секторов;
  • инновационная политика в сфере рекламы.

Особенности анализа маржинальности

Очень часто маркетинговые стратегии выстраиваются на анализе показателя маржинальности. Маржа служит одним из центральных факторов прогноза доходности, разработки политики в области цен и рентабельности маркетинговых мероприятий. В условиях России маржинальная прибыль нередко именуется валовой прибылью. Так или иначе, но она определяется как разница между прибылью от продажи продукта и затратами на процесс производства.

Другое название рассматриваемого понятия – сумма покрытия, которая определяется как доля выручки, непосредственно идущая на формирование прибыли, а также на покрытие затрат. Основная идея состоит в том, что увеличение прибыли коммерческого предприятия находится в непосредственной и прямой зависимости от темпов возмещения затрат на производственные нужды.

Рассчитывается маржинальность обычно на единицу продукта. Такой подход позволяет понять, имеет ли смысл ожидать роста прибыли за счет выпуска дополнительных единиц товара. Рассчитываемый показатель маржинальной прибыли не рассматривается как общая характеристика экономической структуры, хотя он и позволяет определить выгодные и убыточные виды продукции с точки зрения предельной прибыли от их выпуска и реализации.

Следует помнить, что формулы для расчета маржинальности могут иметь некоторые отличия в зависимости от ассортимента продукции, выпускаемой предприятием. Дифференцированный подход к вычислениям позволяет выяснить, какой вид товара приносит фирме наибольшую прибыль и, следовательно, отказаться от затрат ресурсов на изготовление товаров, доход от реализации которых невелик или вовсе отсутствует.

Показатели маржинальной прибыли также позволяют принять решение об объемах выпуска той или иной продукции. Этот вопрос актуален прежде всего для тех видов товаров, при изготовлении которых применяют однотипные технологии и однородные материалы.

При ведении дел на валютном рынке нередко используется термин «свободная маржа». В контексте торговли валютой это понятие рассматривается как разница между активами и залоговым обеспечением. Свободная маржа – сумма средств на счете, которые не имеют отношения к обязательствам. Биржевой спекулянт может свободно распоряжаться этими средствами при проведении операций (например, для открытия позиций).

Понятия «маржа» и «маржинальность» используются для эффективного ведения бизнес-процессов. Анализ маржинальности и связанных с ней показателей рекомендуется проводить перед принятием ответственных решений в области маркетинговой политики предприятия. Менеджмент, игнорирующий данные понятия, будет испытывать сложности в принятии маркетинговых решений. Выявляя параметры, связанные с маржинальностью, преследуют цель рассчитать показатели прироста продаж и определить направление движения выпущенных товаров. Данная экономическая категория незаменима в банковской, страховой и торговой деятельности.