Совет 1: Как сделать деревянную катану

Япония во все времена славилась не только мастерами единоборств, но и умельцами, способными изготовить потрясающие образцы холодного оружия. Одним из таких шедевров является традиционный самурайский двуручный меч – катана. Изготовить настоящую катану вам, возможно, поначалу будет не так просто, а вот смастерить из дерева его тренировочный вариант вполне можно попробовать.
Вам понадобится
  • - березовая доска;
  • - инструменты для работы с древесиной;
  • - наждачная бумага;
  • - лак для дерева.
Инструкция
1
Приготовьте сухую березовую доску или брусок. Подойдет также орешник или дубовый сухостой. Главное требование к материалу для меча – отсутствие дефектов древесины, в особенности сучков. Длина заготовки должна быть около метра или чуть более. Общие размеры будущего деревянного самурайского меча определяются ростом его владельца; традиционно рукоятка катаны имеет длину около 25 см, а рабочая часть (клинок) – не более 75 см.
2
Выстругайте рубанком прямую широкую заготовку. Снимите лишние слои древесины; если вы используете цельный ствол кустарника, предварительно следует удалить кору и немного просушить заготовку. После первоначальной обработки у вас должна получиться полоса толщиной 10-30 мм.
3
Придайте мечу немного изогнутый вид, сняв лишнее. Чтобы размеры и форма не исказились при обработке, предварительно следует нанести на заготовку контуры будущего оружия, а затем при помощи рубанка последовательно снять излишки материала.
4
Обточите острые грани заготовки, придав сечению катаны слегка округлую или овальную форму. Особое внимание уделите рукояти меча, поскольку от качества ее обработки будет зависеть удобство обращения с тренировочным оружием. Идеально будет, если рукоять вы сделаете круглого или овального сечения. Проследите, чтобы толщина ее оказалась одинаковой по всей длине.
5
После придания рабочей части катаны требуемой формы, обработайте ее напильником, а затем наждачной бумагой. Это убережет ваши руки от заноз. Вначале используйте «наждачку» более крупную, постепенно переходя к более тонкой шлифовке. Кончик катаны в целях безопасности при обращении со снарядом сделайте закругленным и также отшлифуйте.
6
Готовый меч покройте последовательно двумя-тремя слоями лака, чтобы защитить древесину от вредного воздействия среды. Для удобства удержания тренировочного оружия в руке аккуратно обмотайте рукоять меча изоляционной лентой. Теперь вы смело можете приступать к овладению искусством боя на самурайских мечах.

Совет 2: Как сделать катану

Аура, которая окружает легендарный самурайский меч – катану, поддерживает интерес и восхищение перед этим видом оружия на протяжении не одной сотни лет. Катана - прочный, легкий и гибкий меч. Он становится таким за счет особенных материалов, из которых он куется, специальной техники ковки и, согласно легендам, правильного душевного настроя мастера.
Вам понадобится
  • Железистый песок
  • Плавильня
  • Горн
  • Молот
  • Наковальня
  • Древесный уголь
  • Рисовая солома
  • Глина
  • Порошок песчаника
  • Вода
  • Инструменты для шлифовки и полировки стали
Инструкция
1
Для того чтобы выковать правильную катану, нужно запастись особенным «черным песком» с японского побережья. Это железистые пески из которых вам предстоит выплавить тамахаганэ - традиционную японскую сталь, используемую для ковки самурайских мечей.
2
Загрузите рудный песок в плавильню – татара – и выплавите на древесном угле около 4 килограмм стали. Температура в плавильной печи должна достигать 1 500 градусов по Цельсию.
3
Рассортируйте сталь на малоуглеродистую и высокоуглеродистую. Высокоуглеродистая тамахаганэ тяжелее, ярко серебристого цвета. Малоуглеродистая - грубее, серо-черного цвета.
4
Покройте дно кузнечного горна измельченным древесным углем, добавьте большие куски угля и подожгите их. Уложите слой малоуглеродистой стали и снова засыпьте слоем древесного угля. Дождитесь пока сталь опуститься к дну горна.
5
Покройте дно горна золой от рисовой соломы пополам с измельченным в порошок древесным углем, уложите слой высокоуглеродистой стали горкой, засыпьте сверху древесным углем. Начните энергично качать мехи. Дождитесь пока в горне не останется только сталь.
6
Возьмите куски тамахаганэ и начните ковать из них плоские листы толщиной в полсантиметра. Охлаждайте листы в воде и разламывайте на пластинки площадью в 2 квадратных сантиметра. Рассортируйте сталь на высокоуглеродистую и малоуглеродистую.
7
Возьмите отобранные куски высокоуглеродистой стали, уложите на стальную пластину с рукоятью. Оберните бумагой и обмажьте глиной. Поместите в кузнечный горн. Засыпьте древесным углем и нагревайте не менее тридцати минут до ярко желтого или белого цвета.
8
Достаньте блок из горна, разместите на наковальни и осадите молотом. Снова поместите в горн, нагрейте и прокуйте. Повторите этот цикл несколько раз.
9
Когда ваш брусок будет готов, сделайте в нем надкол долотом и сверните на себя. Снова нагрейте и обработайте молотом, до тех пор пока верхние и нижние половины не сплавятся, а брусок не вернется к первоначальной длине. Повторите этот цикл шесть раз.
10
Перед продолжением ковки разрежьте брусок на четыре равные части. Сложите их одна на другую и сварите их вместе, путем нагревания и ковки. Ещё шесть раз повторите сворачивание, нагрев и ковку. У вас получилась сталь «каваганэ».
11
Возьмите отложенную низкоуглеродистую сталь, выкуйте из неё брусок и затем сверните и прокуйте его ещё десять раз. У вас получилась «синганэ» или сталь сердцевины.
12
Выкуйте из каваганэ плоскую пластину длиной в 40 сантиметров, сверните в виде буквы U. Внутрь этой пластины поместите брусок синганэ. Нагрейте заготовку в горне до ярко-желтого цвета и начните сковывать. Достигните полной сварки пластин между собой.
13
Сделайте заготовку для лезвия, нагревая брусок в горне и выковывая из него прямоугольную заготовку.

Придайте лезвию форму, путем растягивания заготовки перпендикулярно длине. Сформируйте режущую кромку, острие, боковые ребра и обух.
14
С помощью ножа-скребка обработайте поверхность меча. Напильником обработайте обух и режущую кромку. При помощи камня-карборунда выполните предварительную шлифовку всего лезвия.
15
Приготовьте клейкую глиняную смесь из глины, толченого древесного угля и порошка песчаника в равных пропорциях. Разбавьте водой и шпателем нанесите на режущую кромку. Толстым слоем вдоль обуха и на боковых поверхностях и очень тонким слоем вдоль самой кромки. Дождитесь пока глина застынет.

Нагрейте лезвие в горне до 700 градусов Цельсия и охладите в емкости с водой.
16
Откорректируйте изгиб лезвия и отполируйте его.
17
Напильником обработайте хвостовик лезвия.
18
Завершите изготовление катаны, сделав ручку из двух половинок древесины, обмотанных сначала кожей, а потом хлопковым шнуром.
Видео по теме
Полезный совет
Научиться искусству изготовления традиционной катаны можно исключительно лично у настоящего мастера. Существует множество тонкостей и секретов, которые передаются только от учителя к ученику.
Источники:
  • Японское холодное оружие

Совет 3: Как сделать катану из дерева

Катана – оружие самураев в Японии. Искусство владения катаной не потеряло актуальности и до наших дней. Но махать на тренировках настоящей катаной, способной, по легенде, перерубать железные стержни, просто опасно. Аналогом материала для настоящего самурайского меча можно считать булат или уже в наше время заново открытую технологию так называемой «аносовской» стали. Если вы решили изучить древнее искусство самураев, отложите «оригинальный» клинок подальше в сторону. Пусть он будет лучше деталью интерьера.
Инструкция
1
В изучении искусства владения катаной издревле используется его полный аналог клинка по его свойствам называемый «боккен».
2
Боккен по форме полностью соответствует катане, но, т.к. он сделан из дерева, то немного легче.
Боккен, как правило, делают из прочных пород дерева, таких как дуб, бук, граб и подобные. В Японии боккен принято делать из дуба белого (Shiro kashi), красного (Aka kashi), коричневого или черного (Chaironuri kashi).
3
Поскольку традиция владения мечом насчитывает в Японии не одну сотню лет, то и тренировочные мечи-боккены тоже имеют свои канонические размеры, вес и названия в зависимости от школ их использующих.Например боккен Бокуто (иайто) изготавливается из белого или красного дуба, при длине 102 см вес его составляет от 580 до 620 г в зависимости от материала.
4
Боккен Кейси-Рю самый тяжелый из всех, при длинне 102 см весит 730 г.
Гарда (поперечная накладка, защищающая руку от соскальзывающего вдоль клинка оружия противника) в боккенах, как правило, не используется.
5
Для придания характерного свистящего звука при правильном положении оружия при ударе, вдоль «клинка» боккена делают неглубокую канавку, называемую «хи».
6
Лезвие «клинка» боккена (как и у реальной катаны) скошено под углом 45 градусов на конце.
Профиль боккена в зависимости от типа может быть уплощенно-овальным или круглым.

Совет 4: Как сделать самурайский меч

Меч самурая - его гордость, символ мужества. Первые самурайские мечи были выполнены из закаленных железных пластин, по форме напоминающих лезвие. Но постепенно сталь вытеснила железные мечи. Настоящий самурайский меч сочетает в себе упругость железа и твердость стали. Однако эксперты утверждают, что уникальность японского меча заключается не в сплаве материалов, а в способе его изготовления.
Инструкция
1
Для того чтобы изготовить настоящий самурайский меч, приобретите полосу слоенной дамасской стали. Вместо дамасской стали подойдет любая другая, относящаяся к сорту пружинно-рессорных или инструментальных и обязательно с большим содержанием углерода. Оптимальным вариантом станет высоколегированная сталь.
2
Посредством крупного напильника придайте вашей полосе стали ромбовидную форму сечения, соблюдая все традиционные пропорции японского меча. Ребро меча выпилите от острия до кончика хвостовика. Плечики запиливайте только после финального формирования клинка от начала до конца. Толщину режущей кромки не делайте слишком тонкой. Он должна быть не менее 1 миллиметра.
3
Поверхность клинка оттачивайте при помощи двух напильников: одного крупного и другого поменьше. Оба напильника обязательно должны быть новыми. Передвигайте напильник перпендикулярно оси меча, иначе на поверхности появятся неровности. Если сверху вы не планируете класть глину, то в конце пройдитесь по клинку надфилем, чтобы придать лоск.
4
Чтобы довести до идеала линию спинки, сделайте специальное устройство. К двадцатисантиметровому деревянному бруску прикрепите наждачную бумагу. Одна из сторон бруска должна быть выпуклой, чтобы соответствовать прогибу меча. Таким приспособлением подобно фуганку выровняйте дугу спинки.
5
Для термообработки вашего меча вам понадобится большая муфельная печь с глубокой метровой камерой. Погружайте ваш меч в печь практически горизонтально, лезвием вниз. Такую же процедуру можно проделать в кузнечном горне с использованием кокса. Отжиг обязательно проводите в слое золы. Для этого изготовьте узкий пенал по всей длине полосы и раскалите его до оранжевого сияния. Выдержите меч в жаркой конструкции в течение двух часов, после чего отсудите.
6
После полного остывания приступайте к заключительному этапу шлифовки. Посредством промышленных абразивов медленными возвратно-поступательными движениями бруска вдоль меча придайте ему вид японского самурайского меча.
Видео по теме

Совет 5: Как точить катану

Настоящая катана, являясь оружием самурая, изготавливается из определенных сортов железа, скованных в несколько слоев. Но современные катаны, как правило, куются из рессорной стали. Поэтому заточка японских мечей-новоделов имеет свои особенности.
Вам понадобится
  • - катана;
  • - камни для заточки;
  • - электрический наждак;
  • - маркер;
  • - защитные очки.
Инструкция
1
Возьмите меч в руки и мысленно разделите клинок на три части. Верхняя часть потребует наиболее острой заточки (она будет разрезать), средняя - заточки под большим углом (на нее будет приходиться нагрузка при ударе) и, наконец, нижняя часть, которая ближе всего к гарде, затачивается минимально (на нее фактически не приходится нагрузка). Разметьте эти части маркером.
2
Сначала создайте клинку минимальную заточку. Для этого включите электрический наждак, наденьте защитные очки, подождите примерно одну минуту, пока он полностью раскрутится, и перпендикулярно поднесите к нему кончик меча. Легким движением, не прижимая сильно клинок к диску наждака, проведите меч справа налево, затем переверните его и проведите слева направо. Повторите процедуру до тех пор, пока явно не будете чувствовать пальцем на режущей кромке острый угол. Такого же эффекта можно добиться, водя точильным камнем по клинку, но это займет гораздо больше времени и сил.
3
Теперь заточите верхнюю часть клинка. Вновь поднесите катану к наждаку, положите клинок плашмя на диск. Наклоните ее так, чтобы режущая кромка слегка касалась крутящегося диска. Движениями слева направо и справа налево водите клинок от кончика до отметки его средней части. Этим вы уменьшите угол заточки.
4
Заточите среднюю часть клинка. Угол заточки должен быть 40-45°. Водите лезвие по наждаку, плотно его к нему прижав - от отметки средней части до отметки нижней вышеописанным способом, пока не добьетесь необходимого угла заточки. Аналогично поступите с нижней частью клинка. Здесь острота заточки не так важна, поэтому угла 50° будет достаточно (но никто вам не запрещает сделать его меньше). Заточка нижней части должна заканчиваться на 2-3 см от гарды (дальше точить будет сложно, а гарду ободрать можно легко).
5
Теперь доведите меч до нужной остроты точильными камнями. Сначала равномерно проводите ими по всей длине клинка, чтобы удалить возможные неровности. Затем целенаправленно затачивайте резкими короткими движениями каждую часть по отдельности, начиная с нижней.
Обратите внимание
Чем меньше угол заострения, тем меньше прочность лезвия. Для разрезания твёрдых материалов необходимы большие углы заострения, а для разрезания мягких материалов угол заострения должен быть значительно меньше.
Полезный совет
После рубки на мечах на вашем клинке неминуемо останутся зазубрины (для его сохранности лучше отбивать вражеское оружие плоской стороной клинка), поэтому процедуру заточки точильными камнями повторяйте после каждого боя или раз в неделю.

Совет 6: Как выбрать катану

Катана представляет собой длинный двуручный изогнутый меч с одной острой гранью. Наряду с коротким мечом вакидзаси и вспомогательным кинжалом танто она входила в основной комплект вооружения японских самураев. Катана была душой воина, драгоценностью, семейной реликвией и даже философией. В наши дни японская культура и боевые искусства весьма популярны в России, поэтому самурайские мечи пользуются большим спросом. Умение правильно выбрать катану – это тоже искусство, которому нужно учиться.
Инструкция
1
Решите для какой цели вы хотите купить катану. От этого будут зависеть размеры меча, комплектация и даже материал.
2
Если меч нужен вам для тренировок, приобретите боккэн – деревянный макет катаны. Боккэн должен выдерживать сильные удары, поэтому он изготавливается из твердых сортов древесины (бука, дуба, граба) и пропитывается лаком или смолой для увеличения плотности. При интенсивных тренировках меч прослужит 1-2 года. В Японии к боккэнам относятся почти с таким же уважением, как к настоящим катанам.
3
Если вы предпочитаете тренироваться с настоящим мечом, уделите основное внимание при выборе катаны не декору, а размерам и форме. Возьмите меч в руки: держать его должно быть комфортно и приятно. Длина катаны варьируется в пределах от 95 до 120 см. Для того, чтобы правильно подобрать длину меча для себя, встаньте прямо и возьмите его за основание лезвия возле круглой гарды (цубы). Кончик лезвия должен практически касаться пола. Длина рукояти катаны (цука) должна составлять примерно три ваших кулака (в среднем около 30 см).
4
Приобретая оружие в подарок, в качестве украшения интерьера, отдайте предпочтение набору из двух мечей (катана и вакидзаси) или трех (катана, вакидзаси и танто). Это будет выглядеть более внушительно и богато. В отличие от европейских сабель, кортиков и шпаг, японские катаны не вешаются на стену, поэтому обязательно купите специальную подставку.
5
Чтобы катана заняла достойное место в интерьере, позаботьтесь об аксессуарах. Отличительной особенностью самурайских мечей является возможность разобрать их на составные части. Поскольку рукоятка обычно изготавливалась из дерева и обтягивалась кожей или тканью, она быстро снашивалась и нуждалась в замене. Выбирая катану, приобретите дополнительный набор для ее оправы (сорои-моно). Он включает цубу (гарду), менуки (украшения рукоятки), касира и фути (головку и муфту рукоятки).
6
Помните о том, что за самурайским мечом, как и за любым другим оружием, нужно правильно ухаживать. Обязательно купите специальный набор по уходу за катаной. Он включает в себя порошок природного камня для полировки, рисовую бумагу для чистки, масло для смазывания лезвия, а также мекугицучи – инструмент для извлечения деревянных гвоздей (мекуги), которыми крепится рукоятка.
Видео по теме
Обратите внимание
Если вы хотите купить катану в подарок не в качестве предмета интерьера, а для занятий боевыми искусствами, обязательно приходите в магазин вместе с будущим владельцем. Конечно, сюрприза не получится, но только сам боец сможет определить, правильная ли у меча длина и комфортно ли будет с ним работать.

Совет 7: Как нарисовать катану

Японский меч катана создается в течение нескольких месяцев. Процесс настолько сложен потому, что оружие должно быть одновременно острым, прочным и не ломким. Чтобы добиться этого, мастера комбинируют в одном клинке несколько видов металла. Если вы решили нарисовать катану и хотите, чтобы рисунок был правдоподобным, учитывайте особенности устройства этого оружия.
Вам понадобится
  • - карандаш;
  • - бумага;
  • - ластик;
  • - краски/цветные карандаши.
Инструкция
1
Нарисуйте прямую линию. Она послужит основой наброска. Если на рисунке кроме катаны будут другие предметы или люди, определите их пропорциональное соотношение. Учитывайте длину оружия – около 70-100 см.
2
Разделите линию на три равные части. Верхний отрезок обозначает длину рукояти. Поскольку меч должен быть изогнутым, слегка выгните нарисованный отрезок. Самая «выпуклая» точка располагается в середине отрезка.
3
Наметьте ширину катаны. Ширина клинка примерно в 30 раз меньше общей длины оружия. Рукоятку сделайте чуть более широкой, чем клинок. Острие клинка должно быть скошенным – «отрежьте» конец меча под углом 45°.
4
На границе ручки и лезвия нарисуйте гарду. Это металлическая насадка, которая защищает руку воина. Ее диаметр составляет в среднем 8 см, а толщина – 5 мм. Форму гарды вы можете выбрать по своему желанию – она бывает круглой, овальной, четырехугольной, многоугольной, разделенной на части. На поверхности этой части катаны можно изобразить резьбу или окантовку цветными металлами. Сверху и снизу гарда крепится шайбами – нарисуйте их в виде тонких полосок.
5
Под и над гардой нарисуйте по полоске, верхнюю сделайте более узкой. Это муфты, сделанные из латуни или бронзы.
6
Удалите вспомогательные линии построения и детально прорисуйте поверхность всех частей катаны. Можно предварительно сделать акварельный фон, а на высохшую краску добавить карандашные штрихи.
7
Рукоятка катаны должна быть обтянута кожей. Сверху она обмотана лентой. Узор обмотки придумайте или скопируйте с фотографии настоящего оружия. Между витками тесьмы можно добавить объемные элементы декора. Ближе к гарде нарисуйте небольшой штырь, которым рукоять крепится к лезвию.
8
Клинок катаны может быть сделан из одного или нескольких металлов. Самые качественные экземпляры изготавливают из прочного металла по краям и более мягкого – в центре клинка. Прорисуйте границы этих «слоев». Раскашивая клинок, определите, где находится источник света, и обозначьте на лезвии блики и затененные места.
9
Ножны для катаны нарисуйте в виде изогнутого прямоугольника. В верхней его части должен располагаться шнур, вдетый в петлю.
Источники:
  • Устройство катаны

Совет 8: Как разобрать катану

Японское оружие давно уже завоевало популярность во всем мире. Длинный меч катана даже попал в российские оружейные государственные стандарты холодного оружия, где его назвали двуручной саблей. Хороше сделанная катана кажется монолитной, но на самом деле ее можно разобрать. Например, ее рекомендуется разбирать при транспортировке. Может возникнуть и необходимость заменить рукоять. Кроме того, у коллекционеров нередко можно видеть отдельные части этого меча.
Вам понадобится
  • - небольшой молоток;
  • - латунный шпунт:
  • - перчатки.
Инструкция
1
Ножны являются неотъемлемой частью катаны. В Японии они чаще всего делались из кожи ската. Сейчас этот материал используется в основном в дорогих моделях, а для остальных ножны делают из любой кожи, в том числе и искусственной. Катану в ножнах обычно закладывают за пояс-оби. Эта мода появилась в XVII столетии и сохранилась до сих пор. Перед тем как снимать рукоятку, выньте меч из ножен.
2
Цука (рукоятка) у хорошей катаны крепится с помощью одного или нескольких штырьков — мекуги (в другой транслитерации – мэкуги). Штырьки обычно делались из бамбука и не вклеивались. Сейчас мекуги делают и из других материалов, причем у дешевых моделей детали рукоятки нередко сажают на клей. Именно поэтому при покупке катаны необходимо попросить продавца ее разобрать. Перед тем как начать снимать рукоятку, наденьте перчатки. Можно обойтись и одной — на ту руку, которой вы будете держать за лезвие.
3
Положите катану на горизонтальную поверхность. Если вы не очень уверены в том, что штырьки выйдут легко, можно аккуратно зафиксировать меч в тисках. Но обычно это не делается. Приставьте латунный шпунт острием к штырьку. Аккуратно ударяя молотком по головке латунной детали, выбейте его. Точно так же выбейте и остальные мекуги. Редко когда бывает больше трех штырьков, обычно достаточно бывает одного-двух. Отложите мекуги в сторону или в небольшую коробочку, чтобы не потерялись. Цуку принято было делать из древесины магнолии. Сейчас нередко применяют различные пластики.
4
Рукой в перчатке возьмите меч за лезвие рядом с гардой. Сильно потяните рукоятку. Она должна сниматься с хвостовика, который называется накаго, с некоторым усилием. Снимите муфту-фути, находящуюся между рукоятью и гардой.
5
Следующая деталь, которую необходимо снять с ножевика — сэппа, своеобразная шайба, которая делает соединение более прочным и не позволяет рукояти расколоться. Точно такая же сэппа находится и по другую сторону гарды.
6
Снимите гарду, которая у катаны называется цуба. После этого остается снять еще одну шайбу и еще одну муфту, которая носит название хабаки. Иногда можно разобрать рукоять, сняв с нее некоторые декоративные элементы. Но у современных рабочих мечей эти украшения обычно не снимаются.
Полезный совет
Короткий японский меч разбирается аналогично и с помощью тех же нехитрых приспособлений. Молоток не должен быть очень большим. Сильно стучать им не надо, латунь — довольно мягкий материал, и шпунт может деформироваться.

Предметы ухода за катаной можно купить в том же магазине, что и сам меч.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше