В Древнем Риме понятие «народ» обозначало свободных граждан, имеющих права гражданства. Римский народ состоял из патрициев – людей знатного происхождения и плебеев – незнатных людей. На протяжении столетий своей истории римское государство вело почти непрерывные войны. И как один из результатов – в Древнем Риме было огромное количество рабов. Труд раба был практически бесплатным и со временем составил существенную конкуренцию для свободного труда. Разорение плебеев во II веке н.э. приобрело массовый характер. Рим был полон безработных граждан, которых содержало государство. Но кроме хлеба, они требовали зрелищ.

 

Одним из самых главных развлечений стали гладиаторские бои. Лишенные настоящей жизни, здесь безработные граждане могли почувствовать себя вершителями судеб. Одним жестом руки они дарили или отнимали жизни. Слово «гладиатор» происходит от латинского gladius, что значит меч. А само зрелищное сражение вооруженных людей берет начало из этрусского погребального обряда. Перенявшие эту традицию римляне, также первоначально устраивали показательные бои во время похорон своих погибших товарищей. Но со временем гладиаторские бои превратились в настоящую индустрию со специальными школами. Они получили признание государства и многие знатные люди, в том числе императоры имели свои труппы гладиаторов.

 

Каждая группа гладиаторов имела свое вооружение и своих болельщиков, между которыми время от времени происходили далеко не шуточные столкновения. Гладиаторы сражались парами, группами и целыми толпами, изображая армии разных народов. Особый интерес публики вызывали сражения, в которых принимали участие животные. Выделился даже особый вид атлетов – бестиарии, которые мерились силами исключительно с животными. Некоторые гладиаторы добивались особого почитания у публики, наиболее искусным и удачливым удавалось одержать десятки побед.

 

Вначале гладиаторские игры устраивали в цирке, но в 29 году до н.э. богатый гражданин Статилий Тавр построил на Марсовом поле первый каменный амфитеатр, предназначенный специально для этого вида развлечений. Само слово «амфитеатр» греческое, им принято обозначать сооружение для разного рода зрелищ, где зрительские места располагаются со всех сторон от арены. В эпоху империи строительство зрелищных сооружений в Древнем Риме достигло особого размаха. На территории современной Италии их было построено огромное количество, и еще больше в провинциях.

 

Особенностью архитектуры римских театров и амфитеатров является широкое использование опорных конструкций для сооружения зрительских мест. В Греции для этого почти всегда использовались склоны холмов. Места для зрителей располагались ярусами, поднимаясь от арены под углом 30 градусов.  Им соответствовали галереи, которые соединялись со зрительскими местами коридорами-фойе. Галереи перекрывались сводами, которые на фасаде видны в виде рядов арок – аркад. Амфитеатр, имеющий два яруса галерей, считался большим. Грандиозный амфитеатр был построен в Риме при Флавиях. Начал строительство император Веспасиан, а закончил его сын император Тит.

 

Амфитеатр Флавиев чаще всего именуют Колизеем. Название, скорее всего происходит – от латинского слова colosseus – громадный, колоссальный. Действительно, Колизей превзошел их все своими габаритами – 155,64 на 187,77 метров.

 

Фасад Колизея выполнен в виде повторяющихся полуциркульных арок, отделенных друг от друга полуколоннами. Это так называемая римская архитектурная ячейка, разработанная мастерами Вечного города и получившая широкое распространение в мировой архитектуре. Амфитеатр Флавиев имеет три яруса аркад и стену с окнами в четвертом ярусе. Общая высота сооружения 48,5 метров. Именно изобретение римлянами бетона позволило возвести это чудо архитектурного гения.

 

Ячейки на фасаде Колизея чередуются особым образом снизу вверх, в соответствии с примененным вариантом ордера. Внизу самый мощный по своим пропорциям – тосканский – римский вариант дорического. Над ним ряд более стройных полуколонн ионического ордера. Еще выше – полуколонны коринфские – самые изящные в этом ряду. Самый верхний ярус, достроенный позже, декорирован пилястрами с коринфскими капителями.

 

В древности во втором и третьем этажах в проемах арок размещалась скульптура. Между окнами четвертого яруса были установлены щиты. Еще выше располагался ряд мачт, которые поддерживали тент, он защищал зрителей во время дождя или в сильный зной.

 

В средние века амфитеатр Флавиев служил каменоломней, в результате он утратил около двух третей своей массы. Обнажились мощные субструкции, служившие основанием для зрительских трибун. Колизей вмещал около 50 тысяч зрителей. Но толчеи никогда не было. 76 из 80 арок фасада служили входами и выходами. Свое место жаждущие зрелищ легко находили, сверившись с номером в билете. Четыре арки на торцах здания номеров не имели, через них входил император с приближенными и гладиаторы.

 

Исчезло и покрытие арены.  Теперь можно сверху рассмотреть помещения, которые раньше располагались под ней – ипогеи. Это многочисленные переходы, камеры гладиаторов, клетки для животных и склады. Здесь же были скрыты сложные механизмы, при помощи которых поднимались и опускались декорации.

 

На арене размером 85 на 53 метра могли одновременно сражаться до 3 тысяч пар гладиаторов. До строительства подземных коммуникаций использовалась система каналов.  По ним подавалась вода, превращавшая арену в озеро, и тогда разыгрывались морские сражения. 

 

Внушительная масса здания служила воплощением непоколебимости самой Римской империи. Каждый из многотысячной толпы, заполнивших Колизей ощущал себя частью великого и могучего государства, подчинившего своей воле многие народы.