Совет 1: Как вырастить здоровую рассаду томатов

Сердце каждого садовода-огородника безошибочно чувствует весну. Впереди - приятные хлопоты на любимой земле, самое время подготовить рассаду томатов. Ищем ответы на классические вопросы: когда лучше сажать помидоры на рассаду, как выбрать семена, как пикировать рассаду томатов.

Оптимальные сроки посадки семян томатов

Рассада томатов, посеянная слишком рано, обязательно вытянется, будет тонкой и слабой. Поздняя - даст урожай существенно позже. Поможет простой расчет оптимальной даты.

Берется дату посадки томатов в грунт (парник, теплицу), традиционная для конкретного региона. Отнимается от этой даты срок выращивания рассады:

- 70 суток для поздних сортов;

- 55 - 60 суток для среднеспелых томатов;

- 40 - 50 суток для ранних.  

Еще 3 - 4 дня займет прорастание семян. Вычитаем эти дни, получаем конкретную дату посадки томатов на рассаду. Ее можно слегка скорректировать, учитывая прогноз метеорологов и влияние лунного цикла.

Когда сажать помидоры на рассаду в 2017 году? Так как ожидается ранняя весна, можно сеять на 5 - 7 дней раньше. По лунному календарю 2017 года благоприятными днями для посадки семян томатов будут 13 - 16 марта; для пикировки - 8, 9, 14 апреля.

Как выбрать и подготовить семена томатов

Для посадки следует покупать качественные семена, желательно у проверенных продавцов или знакомых. Если семена приобретены у случайных людей, их необходимо обязательно продезинфицировать. Можно использовать один из вариантов:

- слабый (розовый) раствор марганцовокислого калия;

- раствор пищевой соды (5 г - на 0,5 мл);

- любой промышленный препарат, повышающий всхожесть семян, содержащий дезинфицирующие вещества (например - Фитоспорин-М).

В марлевом мешочке семена погружаются в теплый раствор марганцовки на 20 минут, затем промываются теплой проточной водой. Семена потемнеют, это нормальная реакция. В содовом растворе их выдерживают 30 минут, затем промывают. Обработка препаратами производится по инструкции.

Сразу после дезинфекции семена замачивают в теплой воде на 10 - 12 часов. Сухая оболочка может помешать в дальнейшем развернуться проклюнувшимся листьям. Передерживать семена в воде не стоит, разбухшие сразу высаживают в подготовленную смесь.

Двухлетние (старые) семена помидор ценного сорта можно удачно прорастить, если перед посадкой обдать их горячей водой, потом холодной. Повторить процедуру три раза, затем замочить как обычно.

Грунт для выращивания рассады томатов

Чтобы вырастить здоровую рассаду томатов, можно воспользоваться покупным грунтом или приготовить смесь самостоятельно. Главное требование - земля для проращивания семян должна быть легкой.

Чтобы приготовить грунт самостоятельно, надо смешать в равных частях лесную (лиственную) землю, компост (или торф) и песок. К полученной смеси нужно добавить золу плодовых деревьев (500 г золы на ведро земляной смеси). Просеять готовую смесь проще всего через пластиковый ящик с крупной ячейкой.

Некоторые садоводы дополнительно прокаливают землю в духовке для уничтожения инфекции.

Как правильно посадить семена томатов

Проще всего высаживать семена томатов в пластиковые контейнеры для пищевых продуктов. Для посадки понадобятся пинцет, распылитель с горячей водой, маркер.

Просеянная земля насыпается в контейнер и слегка утрамбовывается. Должен получиться слой около 4 см. Он обильно поливается горячей водой. Пинцетом раскладываются семена рядами на расстоянии 2 см. Засыпаем семена слоем земли 1,5 - 2 см, сверху поливать не надо. Лучше сразу подписать контейнеры маркером, указав сорт. Прикрываем крышку, убираем контейнер в теплое место. При температуре 23°-25°C семена прорастут на 3 - 4 день.

Как пикировать рассаду помидор

Пикировка - это пересадка саженцев в посуду большего объема. Цель пикировки - укрепление корневой системы саженцев; сдерживание чрезмерного роста (вытягивания) рассады. Эта процедура вынуждает растение осваивать новый объем грунта, основные силы ростка направляются на образование и развитие боковых корней. Пикирование позволит вырастить хорошую рассаду томатов.

Опытные огородники пикируют рассаду помидоров дважды. Первый раз - как только у саженцев разовьются 2-3 настоящих листка. Это примерно 20 день от посадки семян. Растения пересаживают из лотка в отдельные стаканчики (300 мл). Когда корни саженцев обовьют весь ком земли (это видно через стенку), помидоры пересаживают в большие стаканы (500 мл).

В дне стаканчиков необходимо сделать отверстия, внутрь желательно насыпать дренаж из яичной скорлупы (1-2 см), затем 1 см легкой земельной смеси. Желательно пикировать растение целиком, не повреждая ком земли и корни. Это так называемая перевалка.

Прямо с земельным комом ставим саженец в пластиковый стакан, досыпаем землю по бокам. Первые круглые листики должны оказаться на уровне бортика стакана, выше поверхности грунта не менее чем на 1 см. Стаканчик удобно прикрыть отрезанной верхней половиной пластиковой бутылки без пробки. Двойная пикировка позволяет вырастить здоровую рассаду томатов.

Как выращивать рассаду помидоров

Для выращивания здоровой рассады томатов нужно много солнца. В большинстве регионов понадобится подсветка неоновой лампой. Поддержание стабильной температуры: днем 23° - 26°C, ночью 18°C. Корням томатов необходим кислород, следует регулярно рыхлить поверхность земли. Томаты любят сдержанный полив. Излишек воды может погубить саженцы.

У рассады томатов всего три врага: низкая температура, недостаточное освещение и чрезмерный полив.

Закаливание рассады томатов

За 10 - 15 дней до пересадки рассады томатов в открытый грунт взрослые саженцы нужно адаптировать к природным перепадам температуры и открытому солнечному свету. Рассада выставляется с подоконника на открытый балкон на пару часов. Закаливание помидоров проводится при температуре свыше 11°C в утренние или вечерние часы.

По завершении возвратных морозов рассаду томатов можно высаживать в открытый грунт. Растения легче перенесут стресс, если посадка будет проведена вечером или в пасмурный день.

Чтобы вырастить здоровую рассаду томатов стоит воспользоваться опытом бывалых огородников.

Совет 2: Как подготовить семена томата к посадке

Для получения хорошего урожая помидоров, необходимо не только уметь правильно выбирать семена, но и уметь их подготавливать. Для этого нужно обладать всей необходимой информацией.
Инструкция
1
Подготовку семян начинайте с закаливания, независимо от того, в каком климатическом поясе вы живете. Если правильно проделаете эту процедуру, ваши помидоры будут хорошо переносить колебания температур (жаркий день и холодную ночь). Для этого необходимо воздействовать на семена температурой. Замочите семена между двумя слоями влажной ткани при комнатной температуре на 15-20 часов, а затем на ночь (6-8 часов) поместите их в морозильную камеру. В ней должна быть температура не ниже нуля. Днем снова достаньте из камеры.
2
Далее протравите семена дезинфицирующим раствором. Раствор можно приготовить самостоятельно. Для этой цели можно использовать 10-15% перекись водорода или 0,1% раствор марганцовки.
3
Следующий этап - барботирование. Вам нужно несколько часов перемешивать семена в воде, которая обогащена воздухом. Семена от этого будут быстрее набухать и прорастать. Для этого положите семена в стакан, который на две трети заполнен водой. На дно опустите конец трубки, а другой конец присоедините к аквариумному компрессору. Воздух постоянно поступает к самому дну, благодаря чему семена будут находиться в движении. В результате такой операции зародыши семян насыщаются кислородом, что повышает их всхожесть. После этого семена просушите.
4
Последний и самый известный способ ускорения прорастания семян - замачивание. Для наилучшего эффекта можно использовать дождевую или талую воду. Залейте семена на двое - трое суток, так, чтобы вода их лишь слегка покрывала, иначе семена могут сгнить или задохнуться. Используйте баночку с крышкой, чтобы вода не испарялась. Вместо воды так же можно использовать сок из листьев каланхое или алоэ. В такой жидкости семена нужно выдерживать около суток. В качестве жидкости для замачивания можете использовать раствор стимулятора роста: 0,005% раствор гумата натрия (цвет раствора похож на слабый чай или пиво), циркон или эпинэкстра (добавьте 3-4 капли на 100 мл воды и оставьте семена на 5-6 часов).
5
И напоследок, если вы не знаете какой сорт помидоров выбрать, то доказано, что розовые сорта помидоров более ценны: они накапливают в себе больше пектина и витамина С, чем красные. Так же они содержат больше природных антиоксидантов – ликопина, каротина и селена. Общее содержание полезных веществ в помидорах зависит от сорта, почвы и влажности.

Совет 3: Как пикировать рассаду томатов

Выращивание помидоров – дело довольно кропотливое, однако большинство огородников успешно справляются с ним и снимают с небольших грядок большие урожаи. Одно из важных условий хорошей приживаемости и обильного плодоношения этого растения – это своевременная и правильная пересадка рассады томатов с одного контейнера в маленькие горшочки. Этот процесс растениеводы называют пикировкой.
Вам понадобится
  • - Рассада томатов с двумя настоящими листьями;
  • - грунт и горшочки небольшого размера;
  • - марганцовка;
  • - вода;
  • - термометр;
  • - лопаточка или деревянная планка;
  • - лейка;
  • - стимулятор роста (не обязательно).
Инструкция
1
Готовьтесь пикировать рассаду томатов, когда на их сеянцах вырастут по два настоящих листка. Биологи доказали, что как при более ранней, так и при более поздней (с 3-4 листками) пересадке растения гораздо хуже приживаются и часто заболевают.
2
Полейте землю в контейнере за пару часов до начала процесса пересадки сеянцев томатов, чтобы вода успела как следует впитаться в грунт. Это позволит вам в дальнейшем с легкостью извлекать сеянцы из земли.
3
Приготовьте горшочки небольшого размера и землю для пересадки помидоров заблаговременно. Посадочный грунт должен быть точно такой же по составу, какой использовался при посеве семян. Чтобы предотвратить заболевания и порчу рассады, рекомендуется полить землю в горшочках слабым раствором перманганата калия. К моменту пикировки использующийся грунт должен успеть нагреться до температуры примерно 20 градусов.
4
Выкапывайте рассаду с помощью специальной лопаточки, или же широкой деревянной планкой, стараясь ни в коем случае не повредить боковые корешки маленьких растений. На данном этапе необходимо отбраковать все слабые и недоразвитые сеянцы. Нижний кончик главного корня каждого отборного томата необходимо отщипнуть ногтями, чтобы корневая система продолжала правильно развиваться . Если же этого не сделать, корень пойдет вглубь, что повредит будущему плодоношению помидоров. Ни в коем случае не выдергивайте рассаду из земли – это может повредить ей!
5
Сажайте рассаду томатов в небольшую ямку (примерно в 5-6 см глубиной). Обратите внимание на то, что корень не должен сгибаться! Землю вокруг пересаженного ростка обязательно хорошенько уплотните. Если рассада успела чересчур вытянуться, ее необходимо слегка углубить. Однако семядольные листья обязательно должны находиться на поверхности почвы.
6
Обильно полейте каждый пересаженный сеянец томата, чтобы исключить пустоты в области корневой системы. Вода для полива не должна быть слишком холодной - оптимальная температура +23-24 градуса. Первое время горшочки с томатами поставьте лучше всего поставить в тень и поливать растения по мере высыхания земли, однако не слишком часто (всего раз или два в неделю). Когда пересаженные сеянцы приживутся, поставьте их на солнечное место. Не забывайте регулярно проветривать помещение. Теперь ваши помидорчики будут хорошо чувствовать себя и при температуре +15-18 градусов.
Полезный совет
В последнее время приобретают все большую популярность различные стимуляторы роста, которые помогают корневой системе рассады лучше развиваться и делают ее более крепкой. К примеру, для пикировки томатов часто используется «Эпин». За сутки до начала пересадки рассады по горшочками опрыскайте ее из пульверизатора водным раствором этого биостимулятора (всего пара капель на стакан воды). Обычно в одной ампуле этого вещества содержится полсотни капель, и ее хватает на обработку двух соток земли. Так что не перебарщивайте с концентрацией раствора!
Источники:
  • Пикировка (пересадка) сеянцев томата
  • пикировка рассады помидор

Совет 4: Как подготовить семена томатов на рассаду

Некоторые овощные культуры, такие как томаты, перцы и огурцы в условиях средней полосы России можно выращивать только рассадным методом. Данный метод позволит обеспечить 1-2 месячный «забег» в вегетации растений.
Инструкция
1
Для начала выполните сортировку семян. Сажайте только качественные и жизнестойкие семена. Даже если вы планируете пикировать только часть проросших семян, отбирая самые качественные, необходимо заниматься отбором тех семян, которые вообще способны прорасти.
2
Выполните сортировку крупных семян визуальным отбором. Для удобства воспользуйтесь пинцетом и лупой. Мелкие семена можно сортировать путем промывания в солевом растворе. Для этой цели приготовьте 3-5% раствор поваренной соли. На стакан воды достаточно 2 чайных ложек соли. Бросьте семена в этот раствор. Слегка помешивайте его в течение 2 минут. Делайте это до того момента, пока с поверхности не исчезнут пузырьки воздуха.
3
У полноценных семян плотность значительно выше, чем у раствора. Они будут опускаться на дно стакана. Семена-пустышки останутся плавать на поверхности. Удалите их. Хорошие семена промойте в чистой воде и хорошо высушите.
4
Теперь можете переходить к обеззараживанию семян. Для данного процесса хорошо подойдет однопроцентный раствор марганцовки. Семена выдержите в этом растворе примерно 30 минут. После этого хорошо промойте и высушите их. Если есть возможность, то разложите их под солнцем. Дело в том что ультрафиолетовый луч также способствует обеззараживанию.
5
Для того чтобы ускорить прорастание семени, предварительно его замочите. Для этой цели воспользуйтесь влажной тряпочкой. Уложите ее в какой-нибудь сосуд. Поставьте его в теплое место. При замачивании обеспечьте доступ воздуха к семенам. Для этой цели периодически их перемешивайте и проветривайте.
6
Семена будут всходить намного быстрее, если перед посадкой их прорастить. Для этой цели вы можете использовать обычное блюдце. Положите на него белую бумажную салфетку, смочите водой и удалите излишки влаги. Данную салфетку поместите на семена. Закройте блюдце крышкой. Семена не должны пересыхать. После того, как половина семян будет иметь проростки, проращивание можно считать законченным.
Источники:
  • как прорасти семена на рассаду

Совет 5: Как правильно вырастить здоровую рассаду

С приходом весны огородники и дачники начинают сажать перец, помидоры, капусту, огурцы и другие культурные растения. Но не всегда удается получить здоровую и качественную рассаду. Поэтому так важно соблюдать правила выращивания рассады в домашних условиях, а также избегать распространенных ошибок.

Подбор емкости

Выбор емкости зависит от того, собираетесь ли вы пикировать в дальнейшем рассаду. Массовая посадка семечек в общую емкость – быстрый и довольно простой способ проращивания сеянцев. После появления второй пары листьев саженцы нужно пикировать в отдельные горшочки.

Если же вы не желаете заниматься пикированием рассады, тогда рекомендуется сажать по два семечка в отдельные емкости (готовые рассадные горшочки, кассеты или любые подручные средства с проделанными в дне отверстиями). Наиболее удобны в применении горшочки из прессованной рисовой муки или торфа, в них растения пересаживают в грунт (в дальнейшем горшки разлагаются в земле). Огурцы, баклажаны и кабачки лучше сеять сразу в отдельные емкости, так как корневая система этих растений довольно чувствительна при пересадке к повреждениям.

Почва для рассады

Для выращивания рассады следует использовать специальную почвенную смесь, состоящую из трех частей перегноя, четырех частей песка и трех частей садовой земли. Просейте все ингредиенты через мелкое сито, затем продезинфицируйте в микроволновой печи, духовке или на пару. Улучшить качество грунта можно с помощью перлита или вермикулита, которые насыщают почву воздухом, поддерживают водопроницаемость, снижают вероятность падения ростков. Наполните контейнеры или горшки подготовленным субстратом, внутри грунта не должно оставаться пустот.

Освещение и температура

Освещение – это важное условие всхожести семян, получения крепкой рассады. Если освещения будет недостаточно, то ростки будут слабыми, бледными и вытянутыми. Сеянцы должны получать ежедневно по 14-16 часов яркого света. Поэтому рекомендуется использовать лампы дневного света. Регулярно переворачивайте контейнеры, чтобы рассада получала равномерное освещение. Проращивание семян должно происходить при температуре 22-25 градусов. Содержать рассаду следует при 15-19 градусах. Более низкие температуры замедляют процесс роста растений, но рассада при этом получится более выносливая, сильная и закаленная.

Полив рассады

Почвенная смесь не должна пересыхать. Нельзя также допускать застоя воды. Всегда поддерживайте грунт во влажном состоянии, опрыскивание ростков и полив производите из пульверизатора. Подросшую рассаду нужно поливать отстоявшейся водой комнатной температуры из лейки. Взрослые сеянцы можно поливать через поддон, это стимулирует развитие разветвленной и сильной корневой системы.

Подкормки

После того как молодые ростки выпустят второй комплект листочков, приходит время для регулярных подкормок. Для этого можно использовать жидкие или гранулированные минеральные удобрения. Будьте внимательны, излишки удобрений могут сказаться на качестве рассады, она получится тощей и вытянутой.

Совет 6: Как приготовить рассаду томатов

Февраль, самое подходящее время задуматься о том, какую вырастить рассаду, как ее вырастить, чтобы получить хороший урожай. Только выносливые растения способны гарантировать качество и количество.
Вам понадобится
  • - емкости для рассады;
  • - семена;
  • - распылитель или маленькая лейка;
  • - грунт.
Инструкция
1
Первым делом, прежде чем заниматься высадкой, подготовьте грунт. Лучше эту процедуру выполнять осенью. Для 1 растения достаточно припасти 0,5 кг почвы. Для посадки томатов подходит грунт с того места, где в предыдущем году росли огурцы, морковь или лук. Эти овощи создают благоприятный состав земли для посадки помидоров. Для создания более плодородного грунта, добавьте в землю торф в сочетании 3x1. Перед применением прогрейте земляной состав до комнатной температуры.
2
В начале марта начните процедуру посадки семян. Для удобства используйте пластиковые стаканчики емкостью 0,5 литра или картонные емкости. На дне каждого стакана выполните по 2-3 отверстия, для стока лишней жидкости. Наполните пластиковые формы или другие удобные емкости увлажненной, перемешанной землей наполовину.
3
Высевайте сухие семена, лучше, если вы их приготовили самостоятельно или купили в проверенном магазине. В каждую баночку опустите по 3-4 семени. Посадку выполните по центру, заглубив семена на 1 сантиметр. Осторожно полейте посадки при помощи распылителя или маленькой лейкой.
4
Установите емкости с посадками в теплое место на 5-7 дней. За это время семена обязательно проклюнутся. После дружного пробивания сквозь землю, перенесите рассаду на лоджию для закаливания. После того, как ростки выпрямятся и окрепнут можно провести первое окучивание грунтом до семядольных листиков. Далее аккуратно полейте растения по периметру емкости. Через 2-3 дня аккуратно прорыхлите почву.
5
Для полива используйте отстоявшуюся воду, ее температура должна быть комнатной. В тот момент, когда ростки подрастут, можно отрезать при помощи ножниц лишние, оставив в каждой баночке по одному ростку. За весь период роста растения необходимо оберегать от сквозняков, холода. Периодически проводить рыхление и полив.
Видео по теме
Обратите внимание
По 3-4 семени необходимо высаживать для создания конкуренции роста растений.

Совет 7: Проверенный способ выращивания здоровой рассады томатов

Основой хорошего урожая является правильно выращенная рассада.
Инструкция
1
С наступлением первых весенних дней у любителей овощеводов, особенно у начинающих, возникает много вопросов о рассаде томатов. И первый из вопросов – покупать или выращивать самим посадочный материал. Однозначно советую выращивать рассаду самим. И причин множество:
– не всегда вам могут продать именно тот сорт, который вы желаете;
- качество рассады тоже отступает от желаемого результата;
- рассада частенько бывает бледного оттенка, а стебель с большими междоузлиями, что характерно для слабой, вытянутой рассады;
- наличие скрытых заболеваний.
Вырастить здоровую рассаду, соблюдая агротехнические приемы, несложно.
2
Немаловажное значение при выращивании хорошего урожая является выбор семян. Томаты по своей сортовой классификации делят на детерминантные – ограниченной точкой роста, и индетерминантные – без ограничений ростовых процессов они могу достигать двухметровой высоты. Далее выбирая гибриды с пометкой «F1» учитываем, что дальнейший сбор семян невозможен и обработка семян перед посевом не требуется. Существуют еще авторские семена, для этих семян возможен отбор семенного материала, а также обработку семян перед посевом проводить в зависимости от инструкции на пакете.
Перед посевом проводим обеззараживание семян, замачивая на 2 часа в растворе «Циркона» (2 капли на 1 стакан воды). Или в соке алоэ, или в 2-3 % растворе золы с продолжительностью замачивания 3 часа. После обработки семена распределяют по влажной салфетке, вложенной в невысокий контейнер и прикрытый целлофаном, для проращивания. Температурное условие содержания семян для прорастания не должно понижаться ниже 22 градусов. После появления первых ростков семена высевают в подготовленный грунт.
3
Грунт для посадки рассады приготавливают из равных частей торфа, перегноя и дерновой земли. Торф обладает кислой реакцией и во избежание неприятностей, к смеси добавляем древесную золу. Томаты на ранней стадии вегетации требуют повышенные дозы фосфорного питания. На ведро почвенной смеси всыпают столовую ложку суперфосфата. Можно добавить немного речного песка, как естественный разрыхлитель грунта. Приготовленный почвенный грунт обеззараживаем прогревая в духовке 20-25 минут при температуре 180 градусов. Прогретую почвенную смесь тщательно проливаем водой и даем отдохнуть примерно сутки.
Проверенный способ выращивания здоровой рассады томатов
4
Почвенным грунтом заполняем контейнер с дренажными отверстиями высотой не ниже 4-5 сантиметров и обильно проливаем теплой водой с растворенной в ней марганцовкой. Посев семян томатов проводим в небольшие бороздочки на расстоянии 1 сантиметр друг от друга, на глубиной 5 миллиметров и с расстоянием между бороздочками 3-4 сантиметра. Неглубокая заделка семян способствует выносу на поверхность семенной оболочки, это на желательно. Равномерно засыпаем посевы и чуточку уплотняем для лучшего связывания семян с почвой. Прикрываем контейнер с высеянными семенами полиэтиленом и содержим в теплом месте, где будем ожидать всходы. После появления первых «петелек» контейнер выставляем в более светлое место и понижая температуру до 16-18 градусов днем и 14-16 ночью обеспечиваем подсветку 14 часов в сутки. На ранней стадии вегетации подкормки не требуются. Полив проводить один раз в 10 дней после подсушивания почвы. С момента образования 2-3 настоящих листочков рассаду пикируем (рассаживаем) в горшки размером 250 миллилитров. Рассаживаем в стаканы, стараясь заглублять на половину подсемядольного колена (не повредите семядольные листочки). Через 12 дней рассаду подкармливают питательным раствором (на 10 литров воды 1 столовую ложку нитроаммофоски). Через 20-22 дня рассаду рассаживают из маленьких стаканчиков в более крупные, объемом 1 литр. Этот способ не дает загнивать корням на ранней стадии развития из-за не полного использования влаги в горшках. В маленьких стаканчиках лучше развивается корневая система, так как влага не задерживается и циркуляция воздуха улучшается. При пересадке сразу в большой горшок растение вытягивается и «жиреет» имея большую массу почвенного грунта и соответственно питания, корневая система развивается медленно следствие того, что происходит закисание грунта и нехватка кислорода в почве. И потом, пересаживая рассаду сначала в маленький горшок, мы провоцируем растение на быстрое его развитие для отдачи плода, а имея малый объем грунта, растение понимает, что наращивать зеленую масса не из чего и поэтому торопится с промежутками вегетации. Вот так мы можем обмануть растение и спровоцировать его на раннюю отдачу урожая.
Через 15 дней после пересадки проводим подкормку, совмещая с поливом. В апреле рассаду закаливаем, выставляя в теплые дни на балкон или открывая окно. Первые цветочные завязи необходимо сохранить, для этого за 4-5 дней до высадки рассады на постоянное место опрыскиваем борным раствором (на 1 литр воды 1 грамм борной кислоты) или раствором "Эпин".
Видео по теме
Обратите внимание
После посева семян в грунт поливать не требуется так-как предварительно мы пролили почву водой и влаги будет достаточно для прорастания семян. Старайтесь сохранять семядольные листочки во время всего рассадного периода. Именно через эти листочки рассада получает большое количество питания из атмосферы.
Полезный совет
Полив рассады проводить теплой отстоянной водой. При первой пикировке можно удалить 1/2 центрального корня, это приведет к большему разветвлению корней и корневая система будет более мощной и сильной.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше