Известны три основных типа характеристик: педагогическая, психологическая и психолгого-педагогическая. Психологическую характеристику составляет психолог на основе данных, полученных в результате наблюдений за ребенком, различного рода тестовых заданий и других видов психологического исследования. Психолого-педагогическая характеристика может быть дана педагогом с использованием данных психологического анализа, педагогическую же характеристику учитель или воспитатель могут написать самостоятельно на основании собственного педагогического опыта.
Характеристика не имеет унифицированной формы, но составляя ее, следует более или менее четко придерживаться следующего плана.


В самом начале сообщаются общие сведения о ребенке: его фамилия, имя и отчество, возраст (или дата рождения). Может быть также указано образовательное учреждение, которое посещает ребенок, класс или номер группы.

Далее дается краткий анализ семейных условий, в которых воспитывается ребенок: полная или неполная семья, социальный статус родителей, их возраст и профессиональная деятельность. Указывается, с кем проживает ребенок, дается краткая оценка общему психологическому климату в семье, стилю и основным методам воспитания, которые используют родители.

Обзорно перечисляются основные интересы ребенка, его предпочтения в учебной или игровой деятельности, виды занятий, которые вызывают сложности.

Далее дается оценка интеллектуальному развитию ребенка. Составляющий характеристику оценивает, насколько оно соответствует общепринятым нормам, в достаточной ли степени сформированы навыки учебно-познавательной деятельности, соответствующие его возрасту. Можно отдельно указать уровень развития таких процессов, как память, внимание, волевые качества, учебная мотивация и др.

Характеристика может содержать и краткий анализ темперамента ребенка: насколько подвижны и уравновешены его нервные реакции, какова степень тревожности, другие особенности, характерные для типа высшей нервной деятельности ученика или дошкольника.

После этого перечисляются основные черты характера, свойственные тому, на кого дается характеристика. Как правило, особое внимание уделяется качествам, важным для цели написания данного документа.
Так, если необходимо охарактеризовать ребенка как ученика, отмечается степень его внимательности, усидчивости, старательности, упорства в решении учебных задач и т.п.


Оценивается и уровень социальной и общественной активности ребенка: его позиция в коллективе, степень коммуникабельности, дружеские связи, особенности общения с товарищами и взрослыми. Можно перечислить общественные поручения, которые выполняет учащийся в классе, и его отношение к ним, активность в делах детского коллектива и т.п.

Может быть дана в характеристике и оценка общего уровня культурного и эстетического развития ребенка, особенности развития речи и кругозора.Также кратко анализируется, насколько адекватна самооценка ребенка, определяется уровень его притязаний, перечисляются этические и моральные качества, характерные для него.

Заканчивается характеристика, как правило, педагогическими или психологическими рекомендациями по дальнейшему совершенствованию положительных качеств. Также могут быть указаны возможные методы и пути коррекции имеющихся недостатков.

Далеко не всегда необходимо давать столь полную характеристику личности ребенка. Этот документ может быть более или менее подробным, освещать в большей степени те или иные стороны личности ученика или дошкольника, в зависимости от того, для каких целей составляется.