Совет 1: Почему хвойные всегда зеленые

Хвойные — это разновидность вечнозеленых деревьев, отличительной особенностью которых является наличие «колючего» покрова вместо листьев. На самом же деле, эти иголки (или хвоя) — это видоизмененные листья, которые наилучшим образом подходят для континентального и резко-континентального климата. Но почему же хвойные всегда зеленые?
Почему хвойные всегда зеленые

Лиственные растения раз в год меняют свой зеленый покров, чаще всего это происходит к середине или ближе к концу осенних месяцев. Это связано с тем, что корневой системе лиственных деревьев неоткуда брать питательные вещества, чтобы сохранить свой зеленый покров. Поэтому в силу вступают адаптивные процессы и деревья сбрасывают листву с себя. Но даже в зимнее время лиственные породы деревьев продолжают постепенно, по крупицам, собирать из почвы питательные вещества, чтобы весной вновь расцвести и запустить процесс фотосинтеза.

Хвойные же деревья, такие как ель или сосна, сохраняют свой зеленый покров круглый год. Но на самом деле эти деревья меняют его на протяжении всей своей жизни, постепенно избавляясь от ненужной хвои в тот момент, когда это необходимо именно дереву. Связано это с особенностями протекания обмена веществ, присущими только данной разновидности деревьев.

Еще одной особенностью хвойных деревьев является получение всех необходимых питательных веществ для существования преимущественно благодаря фотосинтезу, чем не могут похвастаться лиственные растения. Особый внешний вид хвои позволяет ей потреблять меньшее количество питательных веществ, нежели обычному листу. Поэтому у хвойного дерева отпадает необходимость в частой смене покрова, ведь для его поддержания ему совсем не обязательно иметь подпитку из почвы.

Особая форма хвои препятствует ей испарять воду, что позволяет ей расти и существовать на дереве на протяжении долгого времени. Если же часть хвои отмирает, то на ее месте вырастет новая, так как у дерева всегда есть возможность без особых затрат питательных веществ нарастить себе новую.

Многие лиственные породы растений остаются зелеными на протяжении всей своей жизни. Но это присуще лишь растениям, которые произрастают в тропическом и субэкваториальном климате. Для почвы тех мест характерно обилие питательных веществ на протяжении всего года, поэтому у растений попросту нет необходимости терять свою листву.

Видео по теме

Совет 2 : Почему хвойные не меняют окраску

Хвойные вечнозеленые растения не меняют цвет в зависимости от времени года. Но, если вы внимательно понаблюдаете за осенним лесом, то заметите, что и среди хвойных деревьев есть исключения. Например, хвоя лиственницы осенью желтеет, и на зиму дерево ее сбрасывает.
Осенью цвет крон лиственных деревьев меняется
Вам понадобится
  • - металлическая банка;
  • - смола хвойного дерева;
  • - любой нагревательный прибор.
Инструкция
1
Чтобы понять, почему хвойные деревья не меняют цвет, нужно рассмотреть функцию листа у деревьев и сезонные процессы, происходящие с ними. В период вегетации - активной фазы жизни растения, именно листья несут функцию питания. В лист поступает влага и соли от корневой системы, в листе осуществляется фотосинтез и, что особенно важно, лист испаряет избыточную воду.
2
Лист осуществляет и газообмен растения. Отходящие от листа пучки сосудов несут питательные вещества ко всем остальным частям растения. В листе же остаются продукты жизнедеятельности растения, в том числе и соли. В конце концов настает момент от них избавиться, и растение сбрасывает лист.
3
Покрытосеменные (то есть лиственные) цветковые растения в наших широтах сбрасывают листву осенью. Это явление и называется «листопад». Для растения это очень удобно, так как осенью движение соков у деревьев останавливается, и испаряющая функция листьев должна быть прекращена. Таким образом, сбрасывание листьев - это еще и приспособление, защищающее растение от потери влаги.
4
Непосредственно перед листопадом происходит смена цвета листвы. Так происходит потому, что листья теряют хлорофилл, содержащийся в живых клетках листа, а эти клетки отмирают. Но пред тем, как покинуть дерево, листья окрашиваются в различные оттенки желтых и красных цветов.
5
Окраска осенних листьев обусловлена бактериями и грибками, в большом количестве развивающимися в мертвой ткани листа. Большое содержание солей, остатки крахмала, целлюлоза, накопленные в листе во время его жизнедеятельности, делают его отличной питательной средой для микроорганизмов.
6
У хвойных растений все обстоит иначе. Хвоя, в отличии от листьев, испаряет очень мало воды. Возьмите в руки иглу сосны или ели: иглы эти жестки и скользкие, они покрыты слоем растительного воска. Да и смола этих растений - вещество вязкое, медленно испаряющееся. Благодаря таким приспособлениям сосны, например, могут расти в очень засушливой местности.
7
Вот почему хвойные деревья меняют хвою медленно, постепенно, и не участвуют в листопаде. Микроорганизмы тоже не склонны атаковать отмирающую хвою. Проделайте простой опыт: нагрейте небольшое количественно смолы в металлической банке. Вы почувствуете сильный запах скипидара, а на дне банки останется канифоль. Оба этих продукта для бактерий и грибков непривлекательны.
8
Но вернемся к лиственнице. Слегка погладьте рукой ее хвою. Хвоя лиственницы мягкая, воскоподобного слоя на ней нет. Хвоя лиственницы похожа на обычную листву, а ее способность к испарению воды почти такая же, как у лиственных деревьев.
9
Вот почему лиственница сбрасывает хвою осенью. Но смола у нее имеется, и микроорганизмы не поражают ее хвою. Поэтому хвоя лиственницы, теряя хлорофилл, просто желтеет.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500