Причины детских капризов в поздний час глубоки и разнообразны. Нежелание оторваться от увлекательной игры, боязнь скуки и темноты, проверка власти над мамой, страх описаться – это лишь малая толика из длинного перечня. Тактических уловок меньше. Среди них - говорливость, слезы, истерика.

Психологи придерживаются мнения, что капризное поведение ребенка чаще всего является попытками избежать ответственности и компромиссов. Задача противоположной стороны - научить сдержанности, ответственности и выполнению обязанностей. Процесс отхода ко сну следует устраивать приятно и спокойно.

Примерно за полчаса до укладывания в постель семья должна логично сбавлять темпы. Домашние хлопоты прекращаются, игры завершаются, телевизор выключается или переключается на программу, настраивающую на спокойствие.

Младших школьников и дошколят перед сном надо приучать заботиться о будильнике или настраивать соответствующую функцию на мобильном телефоне. Вместе с тем у детей появляется ответственность, обязательность и умение ценить время.

В течение этого же получаса убирается яркий свет. Чтение хорошей книги успокаивает и концентрирует ребенка на интересной истории. Он смиряется с необходимостью окончания забав и шалостей. К нему приходит понимание выбора. Ему приятнее слушать, чем капризничать и препираться со взрослыми.

Дети старше одиннадцати лет действуют вероломнее. Им ничего не стоит беспрекословно улечься в постель и прихватить с собой под одеяло мобильник или планшет с интернетом. Имея полное моральное право на запретные действия, родители порой теряют бдительность и получают на утро ворох проблем. Чадо с трудом просыпается, вяло собирается, опаздывает в школу и приносит оттуда замечания и неуды.

Родительская бдительность - прямая забота о здоровье ребенка. Она эффективно подкрепляется повторными проверками, когда они дополнительно напоминают о себе стуком в дверь или появляются в детской комнате со строгими глазами. Помочь заснуть сыну или дочери помогает легкая расслабляющая музыка. Она благотворно способствует здоровому сну.