Совет 1: Почему бронзовый век предшествовал железному

Бронзовый век господствовал около 2,5 тысячелетий, однако в XII-XIII веках до н.э. на смену ему пришел век железный. Этот переход был вызван грандиозными изменениями в культуре и общественном укладе государств Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. Археологи назвали его бронзовым коллапсом.

Бронзовый век – длительный период истории человечества, охарактеризовавшийся развитием производства и обработки бронзы как основного металла для изготовления орудий труда и оружия. Это было связано с увеличением объемов добываемой меди и олова и изобретением новых улучшенных способов их обработки.

Началом бронзового века археологи считают середину 4 тысячелетия до н.э. В XII веке до н.э. в культуре и общественном строе стран Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья (Египте, Сирии, Месопотамии, Греции, Кипре, Анатолии) произошли серьезные изменения.

Произошло падение Египетской империи, многие города были разрушены и разграблены, были нарушены множественные торговые связи, торговые пути опустели. Были утрачены многие традиции и обычаи, исчезла письменность некоторых народов. В Греции начался период, который получил название «темных веков» и продлился почти 400 лет.

В связи с почти непрекращающимися войнами в ход шло много оружия, а, следовательно, и бронзы. Запасы олова стали истощаться, и до сих пор этот металл редко встречается в природе. Необходим был новый метод изготовления оружия и новый сырьевой материал. Таким материалом стало железо, хотя по металлургическим свойствам бронза прочнее и долговечнее железа, к тому же для ее производства требуется гораздо меньшая температура плавки.

Железо стало применяться в металлургии некоторых стран еще в период позднего бронзового века, в XVI-XII веках до н.э. Этот металл, согласно историческим свидетельствам, был открыт халибами, народом Малой Азии. От названия их народа и пошло наименование металла, от греч. халибас – «железо».

Сырьем для выплавки железа халибам служили магнетитовые пески, состоящие из мелких обломков различных пород. Греки продолжили развитие способов добычи нового металла, и железо распространилось повсюду. Впоследствии его стали использовать в изготовлении орудий труда, что способствовало повышению плодородности земель и увеличению урожая.

Таким образом, на смену веку бронзовому пришел век железный.

Совет 2: Бронзовый век - коротко о культуре и искусстве

Бронзовым веком называется период истории человечества, когда ведущую роль играли изделия из бронзы. Хронологические границы бронзового века различаются от культуры к культуре, но в целом начало его относится к 35-33 вв. до н.э., а завершение – к 13-11 вв. до н.э.
Изделия из бронзы – сплава меди из олова – пришли на смену медным изделиям. Бронза плавится при более низкой температуре, чем медь, изделия из нее более прочны. Появление бронзовых изделий способствовало развитию сельского хозяйства и экономики в целом, что привело к возникновению первых государств – это были цивилизации Месопотамии, Египта, Сирии, Восточного Средиземноморья. Одновременно с этим существуют обширные территории, где сохраняется уклад, характерный для предшествующей эпохи – энеолита и медного века.

Орудия труда и оружие

Говоря о появлении бронзовых орудий труда, не следует полагать, что они полностью вытеснили каменные – в течение всей эпохи бронзы те и другие орудия использовались параллельно. При некоторых видах работ каменные орудия по своим качествам превосходили бронзовые – даже в начале железного века известняковые блоки, из которых строили египетские пирамиды, обрабатывали именно каменными орудиями, бронза была слишком мягким металлом для этого. Кроме того, месторождения металлов, необходимых для изготовления бронзы, имеются не везде.

Первые бронзовые орудия создавались по образцу каменных. Например, самый древний бронзовый топор – плоский кельт – по форме напоминает каменный. В дальнейшем появляются топоры с лезвием, откованным по бокам, возникают детали, призванные прочнее прикреплять топор к деревянной рукояти. Подобным образом развивается и бронзовое копье. Примечательно, что некоторые детали, утратив функциональное значение, остаются в качестве декоративных элементов – например, заклепки на копьях.

Искусство

Искусство бронзового века еще не приобрело самостоятельного значения. Оно было тесно связано с религиозными верованиями. Наиболее древним является прикладное искусство.

Во многих культурах бронзового века большую роль играла керамика – например, в Месопотамии. Керамические изделия украшали орнаментом, несущим определенный мифологический смысл: женские фигуры с развевающимися волосами, крестообразные изображения, символизирующие солнце.

Облик архитектуры той или иной цивилизации определял строительный материал, доступный в данном регионе. В Месопотамии это была глина, оказавшая влияние не только на архитектуру, но и на письменность: на глиняных табличках было удобно выдавливать палочкой знаки в виде клиньев, так возникла клинопись. Здесь изобрели рамку для изготовления кирпича-сырца, что позволило строить храмы и дворцы прямоугольной формы. Их отделывали привозными материалами – деревом и камнем. Египтяне освоили кирпич-сырец лишь к концу бронзового века, но египетская керамика древнее месопотамской.

В Европе эпоха бронзы связана с расцветом Минойской цивилизации, существовавшей на Крите. Наиболее известный памятник минойской культуры – Кносский дворец, отличающийся причудливостью архитектуры и сложностью планировки. Фрески на стенах дворца изображают животных, птиц, растения, людей, совершающих различные обряды. Примечательно, что среди человеческих фигур на фресках нет ни одной статичной – все они исполнены движения. То же самое можно сказать и о многочисленных статуэтках, найденных во дворце.

В 12-13 вв. до н.э. многие культуры эпохи бронзы распадаются или видоизменяются, происходят грандиозные переселения народов. В это время начинается освоение железа, которое со временем потеснит бронзовые орудия. Завершается бронзовый век и начинается железный.
Видео по теме
Источники:
  • Бронзовый век

Совет 3: Как вычислить концентрацию веществ

Концентрация - это величина, показывающая, какое количество вещества находится в определенной массе или объеме газа, сплава или раствора. Чем выше концентрация, тем больше вещества там содержится. 100%-я концентрация соответствует чистому веществу.
Инструкция
1
Предположим, речь идет о сплаве. Например, бронза – сплав меди с оловом. Когда-то она имела такое значение, что в историю цивилизации вошла целая эпоха – «Бронзовый век». Итак, у вас имеется бронзовая деталь весом 1 кг, отлитая из сплава, содержащего 750 г меди и 250 г олова. Требуется найти концентрацию этих веществ.
2
Здесь вам на помощь придет понятие «массовая доля», она же – «процентная концентрация». Как легко можно понять из самого названия, она выражается величиной, характеризующей отношение массы компонента к общей массе. 750/1000 = 0,75 (или 75%) – для меди, 250/1000 = 0,25 (или 25%) – для олова.
3
А как быть в случае раствора? Вот, например, хорошо знакомая вам пищевая сода – бикарбонат натрия, NaHCO3. Предположим, 20 г этого вещества растворили в некотором количестве воды. Взвесив сосуд с раствором, и вычтя массу самого сосуда, получили массу раствора – 150 г. Как можно вычислить концентрацию раствора бикарбоната натрия?
4
Во-первых, посчитайте его массовую долю (или процентную концентрацию). Разделите массу вещества на общую массу раствора: 20/150 = 0,133. Или, переведите в проценты 0,133 * 100 = 13,3%.
5
Во-вторых, вы можете вычислить его молярную концентрацию, то есть посчитать, какое количество молей бикарбоната натрия находилось бы в 1 литре такого раствора. Для начала вычислите, чему равен 1 моль этого вещества. Складывая атомные веса элементов, входящих в состав молекулы бикарбоната натрия (и не забывая при этом об индексах), получите его молярную массу: 23 + 1 + 12 + 48 = 84 г/моль.
6
То есть, если бы в 1 литре раствора содержалось бы 84 грамма этого вещества, у вас был бы 1-молярный раствор. Или, как принято записывать, 1М. А у вас – 20 грамм, к тому же в меньшем объеме. Учитывая, что плотность воды равна 1, для упрощения расчетов примите, что объем раствора составляет 130 мл (130 г + 20 г = 150 г, по условиям задачи). Небольшим изменением объема при растворении соли можно пренебречь, погрешность будет незначительной.
7
130 мл примерно в 7,7 раз меньше, чем 1000 мл. Следовательно, если бы в этом объеме содержалось 84/7,7 = 10,91 грамм бикарбоната натрия, это был бы 1М раствор. Но у вас 20 грамм вещества, следовательно: 20/10,91 = 1,83М. Вот такова молярная концентрация бикарбоната натрия в данном случае.
Полезный совет
Можно вычислить концентрацию, используя также понятия «мольная доля», «нормальность», «титр».

Совет 4: Как обить железную дверь

Обивка металлической двери со временем теряет свои внешние декоративные качества. Обновить ее можно, используя кожзаменитель или панели. Выбирайте отделку, ориентируясь на цветовое решение интерьера вашего коридора.
Вам понадобится
  • - листы пенопласта;
  • - лист ДВП;
  • - уплотнительная резинка;
  • - утеплитель;
  • - саморезы и шуруповерт;
  • - наждачная шкурка;
  • - кожзаменитель;
  • - крепкий клей.
Инструкция
1
Позаботьтесь одновременно с обивкой и об утеплении и шумоизоляции двери. Для этого купите панели из пенопласта такой же толщины, что и профиль двери. Замерьте дверное полотно, вырежьте лист ДВП, чтобы он полностью закрыл весь профиль.
2
Рассчитайте и найдите места для замка и глазка, сделайте отверстия под них. Еще раз проверьте правильность размеров, приложив лист ДВП к двери. Заполните внутреннюю пустоту дверной коробки пенопластовыми панелями, закрепите их силиконовым клеем.
3
Приложите лист ДВП к двери и прикрутите его саморезами с помощью шуруповерта или дрели к профилю без предварительного просверливания отверстий. Закрепите шурупы по всему периметру двери, чтобы их было не менее трех на коротких сторонах и не менее пяти - на длинных. Обработайте кромку ДВП наждачной бумагой.
4
Купите специальную уплотнительную резину для двери. Оторвите защитную пленку и, слегка натягивая, плотно приклейте уплотнитель к профилю. Выберите винилискожу или дермантин, который подходит вам по цвету и фактуре. Размер куска должен быть больше дверного на 10-15 см по длине и ширине.
5
Для подкладки возьмите поролон 1-2 см толщиной. Если вам нужна усиленная шумо- и теплоизоляция, приобретите вместо него изолон, который используется в автомобильной промышленности. Его показатели теплопроводности значительно лучше тех же показателей поролона.
6
Выберите хороший клей, например «Момент универсальный». Промажьте клеем весь периметр двери, приложите утеплитель, легко нажимайте на него, приглаживайте и приклеивайте. Острым канцелярским ножом обрежьте поролон точно по профилю двери. Так же наклеивайте и кожзаменитель, начиная с верхнего торца, потом со стороны петель. Если вы работаете с напарником, попробуйте аккуратно и ровно приклеить обивку, намазав клеем утеплитель. Когда ткань закрепите со всех сторон, срежьте излишки, поставьте глазок и замки.
Видео по теме
Источники:
  • Инструкция по обшивке двери

Совет 5: Как выбрать железную дорогу

Игрушечная железная дорога – отличный подарок для ребенка, особенно для мальчика. Он с большим интересом будет строить железнодорожные пути, расставлять станции, мосты и деревья и отправлять поезд в путешествие.
Инструкция
1
В магазинах представлен довольно обширный выбор игрушечных железных дорог. Их изготавливают из различных материалов: пластика, железа, дерева. Железные дороги бывают на батарейках, электронными, на радиоуправлении, оформленными в современном или ретро–стиле.
2
При выборе игрушки учитывайте возраст ребенка. Для маленьких детей выберите простую модель из пластмассы или дерева с крупными деталями. Вполне достаточно будет паровоза с двумя или тремя вагончиками и одним рельсовым кольцом. Малышам не нужны модели на батарейках, им гораздо интереснее самим катать поезд по рельсам.
3
Детям постарше купите железную дорогу с большим количеством дополнительных деталей и элементов. В набор, кроме самого поезда и железнодорожного кольца, могут входить платформы, станции, дома, деревья, разводные мосты, железнодорожные знаки и фигурки людей. Из подобных моделей можно собрать несколько разных вариантов железных дорог.
4
Знайте, что цена игрушечной железной дороги во многом зависит от материала, из которого она изготовлена. Железные модели с множеством дополнительных элементов будут стоить на порядок дороже пластмассовых аналогов. Недешево обойдутся и игрушки на радиоуправлении или оформленные в стиле ретро.
5
Не сомневайтесь в пользе этой покупки. Игра с железной дорогой довольно увлекательное занятие для ребенка. Кроме того, эта игра выполняет еще и развивающую функцию. Строя железную дорогу, ребенок развивает фантазию, координацию движений, образное и пространственное мышление. В железную дорогу можно играть коллективно, выполняя роли машинистов поезда, пассажиров, железнодорожных рабочих или кассира, который продает билеты. Придумывая разные сценарии игры, ребенок развивает фантазию, а также весело и с пользой проводит свое время.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше