Совет 1: Чем отличается компост от перегноя

Большинство дачников сейчас прекрасно понимают, что экологически чистую продукцию можно получить лишь благодаря органическим подкормкам. Но многие путаются в терминах: "компост", "перегной". Что это? Чем отличаются? Как сделать самому?

Перегной

Перегной - это перегнивший (а вернее, перепревший) навоз - отличное органическое удобрение, испокон веков используемое земледельцами для повышения урожайности практически всех культур. 

Перегной не должен иметь запаха аммиака

Качественный перегной - это рыхлая коричневая масса, легкая и однородная, не имеющая запаха аммиака. Он пахнет лесной подстилкой, весенней землей, но никак не навозом. Если у перегноя (особенно полученного из куриного помета) присутствует аммиачный запах - значит он до конца не вызрел.

Обычно для получения хорошего перегноя требуется от 2 до 5 лет. Все зависит от качество закладываемого в бурт  навоза, от условий его хранения. Если навоз переслаивают торфом, землей, опилками, то перегнивание ускоряется и качество удобрения на выходе гораздо лучше. Ускоряет созревание органики темная пленка, наброшенная на кучу, которая позволяет сохранить влагу и удержать тепло, необходимое для жизнедеятельности бактерий.

Перегной - замечательная органическая подкормка! Он  подходит для удобрения почти всех культур (исключение - рододендроны, голубика, верески, пустынные кактусы). Его используют и на песчаных почвах (он хорошо удерживает влагу), и на глинистых ( отлично разрыхляет их). Перепревший навоз  добавляют в посадочные ямы, используют как основное удобрение под перекопку, а также в качестве мульчи для плодово-ягодных культур, овощей и цветов.

Компост

Компост - органическая масса, получившаяся в результате разложения различных растительных остатков, складируемых в ящиках или буртах. Внешне он похож на перегной, так как представляет собой темную рыхлую массу, часто - с включениями неперегнивших веток или коры, со слабым приятным запахом свежей земли.

Компост - перегнившие растительные остатки на даче

Как правило, в состав для приготовления компоста включается почти вся органика, имеющаяся на участке - сорняки, скошенная газонная трава, кухонные очистки, ботва овощей, тонкие ветки. Компост получается более качественным и созревает раньше, если  слои (не более 10 см высотой) чередуют - влажный с сухим, и переслаивают торфом, садовой землей, фосфоритной мукой. Хорошо, если в качестве переслойки использовать навоз и птичий помет - такой субстрат будет отличным удобрением.

Обычно зрелый компост можно получить через 2 года после закладки, но с современными ускорителями компостирования  или аэрированием компостной кучи  процесс ускоряется до одного сезона.

Вносят компост аналогично тому, как используется перегной. По своим качествам эти два удобрения во многом схожи - они улучшают структуру почвы и снабжают растения питательными веществами. Однако, если для большинства владельцев участков достать перегной или сделать его самим весьма проблематично, то приготовить компост - достаточно легко. 

Совет 2: Как приготовить компост

Приготовление компоста представляет собой совсем непростое дело. Хотя считается, что его получить очень легко: собрал отходы и сорняки, сложил в кучу, затем полил водой, укрыл - вот и гото­во. В действительности это несколько по-другому. Сейчас огородники и садовники стремятся вернуться к приносящему большой урожай органическому земледе­лию. Многих из них привлекает главный принцип данной технологии - естественное плодородие почвы.
Инструкция
1
Компостная куча является живым биореак­тором. Главными условиями хода биохимиче­ских реакций являются влага и тепло. Отсюда возникает первое требование: компостную кучу необходимо укрыть. Если она целиком закладывается, в качестве материала для укрытия использовать можно грунт, листья или сухую траву. Если же органи­ческая масса постепенно накапливается, то лучший вариант - использовать черную полиэтиленовую пленку.
2
Чтобы сохранить влажный температурный режим, очень важно иметь подходящий размер компостной кучи: высота и ширина ее должны быть от 1,2 до 1,5 метров, длина - не менее 1,5 метров. Если размеры будут меньше, куча станет отдавать влагу, недостаточно прогреваться и пересыхать. К тому же без необходимой степе­ни прогрева идет медленнее процесс, хотя продукт в результате получается вполне качественный. Соответственно, слишком большая куча станет перегреваться, а высокая температура погубит все микроорганизмы.
3
Созревание компоста быстрее всего будет происходить в летние месяцы, когда в полную силу "работает" микрофлора. Все превращения в органической массе происходят под воздействием микроорганизмов: усиленно размножаясь, выделяя продукты и энергию своей жизнедеятельности, они ускоряют все биохимические процессы.
4
Откуда же берутся в компостной куче невидимые труженики - микроорганизмы? Здесь очень важно ее местоположе­ние. Земля - это место обитания дождевых червей, а также других организмов, которые участвуют в процессе создания компоста. Там, где вы планируете свою компостную кучу разместить, земля должна быть наиболее живой и поставлять «работников».
5
Чтобы ускорить процесс, компостную свежезаложенную кучу можно заселить самим микрофлорой при помощи биопрепаратов - специальных концентратов почвенных микроорганизмов, тогда качественный компост созреет всего за один сезон.
Полезный совет
Компостная куча - это не мусорное ведро и не свалка. Не нужно отправлять в компостную кучу больные растения и сорняки с семенами.
Как проводить аэрацию компоста
Связанная статья
Как проводить аэрацию компоста
Источники:
  • Собственный опыт
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше