ПРАВИЛО 1. ПОЛЕЗНАЯ КРИТИКА ПОЗИТИВНА

Критика должна быть сбалансированной. Обычно есть соблазн сразу же указать человеку на его ошибки. Но такое начало вызовет напряжение у вашего визави, и ему будет сложно воспринять суть ваших замечаний. 

Начинайте всегда с обозначения того, что вам нравится в работе человека. Прежде чем указать ему на ошибки, подчеркните, что вы видите и плюсы в его работе. Сделайте два-три положительных акцента, и только после этого переходите к своим замечаниям. 

Соблюдайте баланс между позитивом и негативом. Если вы назвали два-три положительных момента, то назовите столько же или на один больше отрицательных. 

ПРАВИЛО 2. ПОЛЕЗНАЯ КРИТИКА - КОНКРЕТНА

Ваши замечания - как положительные, так и отрицательные, - должны быть конкретными. Избегайте фраз, типа «всё замечательно!» или «ты всё делаешь не так!». Этими фразами вы не даёте человеку полезной информации для его развития.

Постарайтесь сформулировать, что конкретно вам нравится или не нравится в работе или поведении человека. Например, если вы критикуете внешний вид человека, скажите, что он удачно подобрал цвет одежды, а вот с длиной не угадал. 

ПРАВИЛО 3. ПОЛЕЗНАЯ КРИТИКА ПОМОГАЕТ РАЗВИТИЮ

Полезная критика всегда должна касаться тех проявлений, свойств, качеств человека и его работы, которые он в состоянии изменить. Не стоит указывать на слишком высокий или низкий тембр голоса, на буйный темперамент или сонливость человека в первой половине дня. Изменить это человек не сможет, а отношения ваши будут испорчены.

Когда критикуете, всегда предлагайте вариант решения. Вместо того, чтобы указывать на недостаток, сразу же указывайте направление развития. Например, вместо "ты совсем не соблюдаешь пунктуацию в своих текстах", скажите "я бы проверил расстановку знаков препинания перед сдачей". Если вариантов решения у вас нет, предложите человеку вместе подумать и поискать их.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Чтобы помочь человеку учесть свои ошибки, необходимо к критике его работы или поведения подходить с положительным настроем. Вы сами, критикуя, должны держать в голове, ради чего вы это делаете. Искренне помогите человеку, подскажите пути исправления его ошибок, и он будет вам благодарен. 

Критика должна быть своевременной. Дайте обратную связь человеку, когда он готов ее воспринять и когда она еще актуальна для него. 

Когда даёте обратную связь, проверьте, что человек вас правильно понял. Попросите пересказать его, как для него звучат ваши замечания. Исправьте, если он понял вас неверно.

Полезная критика должна быть привлекательной и разделённой. Убедитесь, что человек согласен с вами, что он понял, как ему исправить свои ошибки, и что вы расстаётесь с ним на дружеской ноте.