Важно научиться отделять от эмоций основную суть, сокрытую в критике. Очень часто, если замечания и высказывания поданы в резкой форме или озвучены в тот момент, когда человек этого не ожидает, может последовать крайне сильная эмоциональная реакция. Внутренние чувства, возникающий протест обычно не позволяют разглядеть рациональное звено внутри полученной критики. Потому не стоит в первый же момент как-либо стараться ответить или сразу же начинать себя обвинять и дополнительно критиковать. Необходимо дать себе возможность остыть, переварить услышанное. Особенно важным является этот шаг для людей впечатлительных и от природы очень эмоциональных. Иногда даже за обидными высказываниями скрывается некая истина, к которой стоит прислушаться, переборов свой внутренний протест. Для того чтобы успокоить бушующие чувства, рекомендуется на время переключить свой вектор внимания на иную тему, отвлечься и сконцентрироваться на какой-либо сторонней задаче. Некоторым людям унять эмоции помогают прогулки на воздухе, музыка, чтение.

Реагировать следует лишь на критику, высказанную авторитетными личностями. В повседневной жизни и в пространстве интернета можно столкнуться с совершенно разными людьми. И очень часто то, что условно называется критикой, на деле является сетевым троллингом, желанием действительно задеть или обидеть. Нередко люди, позволяющие себе неадекватные высказывания в адрес другого человека, пытаются таким образом самоутвердиться. Об этом необходимо помнить всегда. Принимать и обдумывать чужие критические замечания стоит, если они получены от человека, который представляется авторитетным или является экспертом, профессионалом в той или иной области. Так, например, стоит прислушиваться к замечаниям и советами близких людей, родителей, друзей.

Необходимо снизить требования к самому себе. Выполнить это условие бывает очень трудно людям, склонным к «синдрому отличника», к перфекционизму. Однако нужно провести работу над собой в этой области. В противном случае можно быстро прийти к состоянию эмоционального выгорания или даже столкнуться с полноценной депрессией. Человек не способен быть хорошим для всех и каждого. Важно принять тот факт, что в жизни всегда будет кто-то лучше, способнее, что в профессиональной сфере или в сфере творчества всегда будут люди, которые имеют больше опыта, которые лучше успели прокачать свои навыки и умения. Повышенная требовательность к себе не только не позволит адекватно и спокойно реагировать на критику со стороны. Эта черта еще и подтолкнет дополнительно самостоятельно критиковать самого себя, ругать себя за промахи и провалы, не позволяя учиться на своих ошибках. Жизнь любого человека состоит из взлетов и падений, это необходимо понять и принять. Важно научиться хвалить себя даже за мелкие достижения и смотреть чуть проще на окружающий мир. Изменение восприятия чужой оценки – это необходимый шаг к тому, чтобы спокойнее относиться к любой критике. В конце концов, всегда надо помнить, что у каждого человека свой вкус, свои предпочтения.

Анализ полученной критики и выявление основы. Чтоб замечания со стороны не воспринимались как что-то исключительно негативное, не занижали мотивации к действиям и развитию, надо научиться находить основную суть в получаемой критике. Стоит спросить себя, с какой целью тот или иной человек мог высказаться? Что именно способны дать его советы? Что будет, если прислушаться к замечаниям, если последовать советам? Не стоит искать для себя оправданий или пытаться сразу защищаться, как-либо резко реагировать на критическое замечание. Велика вероятность, что случайный или авторитетный критик вовсе не желал обидеть, что все слова были озвучены лишь с целью помочь в развитии. Если в ходе анализа никак не получается найти основную суть, то есть повод задуматься, а стоит ли прислушиваться к такой критике, действительно ли она была высказана с желанием помочь и что-то посоветовать, указать на те ошибки, при исправлении которых получится достичь неких новых высот.