В моделях лучших производителей шар сделан из отполированной до зеркального блеска хромированной латуни. Конечно, существуют и пластиковые, и стальные изделия (например, Naval), однако в нашем быту чаще всего используются шаровые краны из латуни - без дополнительного покрытия, или никелированной, или хромированной.


Корпус такого крана состоит из двух изготовленных методом горячей штамповки частей, соединенных левой резьбой с проклейкой. В более крупную из них изнутри (т. н. взрывобезопасное устройство) вставляется шток, на который и сажается сфера, загоняемая в эту же часть. Герметичность шарового крана обеспечивается внутренними прокладками (у газовых кранов - обычно из тефлона, у водопроводных - из тефлона или резины).


На штоке крепится ручка  - "барашек", "бабочка" или "консоль", "рычаг". У шаровых кранов, предназначенных для газопроводных систем, ручка окрашивается в желтый цвет. Кроме того, сверху (в месте крепления ручки на штоке) обычно наносится своеобразная пломба -"клякса". Ручки водопроводных шаровых кранов чаще всего окрашивают в красный, синий, серый, черный (например, Bugatti) или белый (скажем, Itap для радиаторов, с "американкой") цвета. 


Обратите внимание:газовые краны можно использовать "на воду", водопроводные "на газ" - нельзя.Будьте внимательны и в выборе уплотненительных материалов: паста или лента для герметизации резьбы также должны быть "...и на газ" (скажем,"MULTIPAK", а не "UNIPAK").


На корпусе крана имеется маркировка с указанием его размера (...3/8", 1/2", 3/4"...), номинального внутреннего диаметра (скажем, DN 20) и номинального давления, на которое он рассчитан (PN 30, например). Ну, и логотип производителя (не всегда).


Шаровые краны могут быть прямыми и угловыми, могут быть оснащены сгоном с накидной гайкой (т. н. "американкой"), штуцером для шланга, косым фильтром, спускным клапаном... Они могут быть проходными, Т- или L- образными... Они монтируются в трубопровод резьбовыми соединениями, паечными, "обжимными"... С использованием шаровых кранов может быть подключен радиатор, стиральная машина, унитаз и так далее. 


Однако во всех случаях шаровые краны предназначены только для запирания потока (или перевода в его в другую трубу) - но никак не для регулировки его объема путемперевода ручки в положение неполного открытия/закрытия. Это не только малоэффективно, но и попросту расточительно: "промежуточное" положение сферы приводит к быстрому стачиванию ее тонкого края, не рассчитанного на сопротивление потоку, а в образующихся при этом застойных зонах начинают копиться отложения различных примесей. из-за которых кран однажды попросту заклинит. Право, не стоит использовать его вместо старой доброй задвижки или современного терморегулирующего клапана.


Шаровой кран, используемый подобным образом, выходит из строя гораздо быстрее, чем мог бы, используйся он по прямому назначению. ...И еще одна маленькая рекомендация: не ленитесь время от времени несколько раз закрыть-открыть шаровые краны, стоящие "без движения".