Совет 1: Холестаз беременных, или Почему чешутся стопы у будущих мам

Холестаз беременных – поражение печени, развивающееся в последнем триместре беременности (после 30 недели). Для будущей мамы холестаз практически неопасен. Зуд кожи – единственное его проявление, проходящее сразу после родов. А вот малыш может внутриутробно погибнуть, именно поэтому кожный зуд при беременности – опасный симптом, игнорировать который нельзя ни в коем случае.
Холестаз беременных, или Почему чешутся стопы у будущих мам

Причины холезстаза

В последнем триместре беременности концентрация половых гормонов достигает своих максимальных значений. У некоторых женщин клетки печени не справляются с физиологическим избытком эстрогенов, резко повышается уровень свободных желчный кислот в плазме крови, а они и вызывают кожный зуд.

Опасность холестаза у беременных

Желчные кислоты, циркулирующие в большом количестве в крови чрезвычайно токсичны для плаценты. Они поражают сосуды этого органа. В результате плацента становится не способной обеспечивать нужды ребенка в кислороде и питательных веществах. Возникает острая асфиксия плода и его гибель.

Симптомы

Типичный и единственный симптом заболевания – кожный зуд во время беременности. Он появляется исключительно в последнем триметре. Сначала начинают чесаться стопы, ладони. Состояние ухудшается к вечеру и ночью. По мере нарастания концентрации желчных кислот чешется все тело (ноги, живот), зуд становится очень интенсивным и мучительным. Появляются расчесы на коже.

Важно отметить, что цвет кожного покрова остается нормальным, желтухи нет. Анализы крови, которые принято назначать будущим мамам в качестве скрининга (общий билирубин, АСТ, АЛТ, щелочная фосфотаза, холестерин), могут быть в пределах нормы. Иногда немного повышается АСТ и АЛТ.

В самом начале заболевания невозможно выявить признаков страдания плода. Данные КТГ и УЗИ ребенка остаются нормальными.

Иногда бывает так, что максимально сильный зуд внезапно полностью проходит. Чаще всего это говорит о том, что произошла катастрофа и ребенок уже погиб. В этом случае необходимо экстренно обратиться в стационар. Но лучше всего не доводить до крайнего состояния.

Решающее значение в диагностики принадлежит определению концентрации свободных желчных кислот в плазме крови. К сожалению, этот анализ не входит в скрининг и делается лишь в некоторых коммерческих лабораториях.

В норме концентрация желчных кислотне должна превышать значение 5,7 мкмоль/л. У будущих мам допускается повышение их уровня до 7 мкмоль/л. Зуд у беременных появляется при концентрации желчных кислот более 11 мкмоль/л. Значение 40 мкмоль/лклинически выражается мучительным нестерпимым зудом кожи. И именно это значение (40 мкмоль/л и выше) крайне опасно для ребенка и является показанием к срочному родоразрешению. Именно поэтому даже если врач не назначил анализ крови на свободные желчные кислоты, в последнем триместре стоит его в любом случае сделать, а уж если начала чесаться кожа, первый анализ, который нужно сделать – определить желчные кислоты в крови.

Холестаз беременных лечение

Единственный препарат, который способен помочь женщине – «Урсосан» (урсодезоксихолевая кислота). Основное действующее вещество лекарства – нетоксичная водорастворимая кислота, которая способна связывать и обезвреживать токсичные желчные кислоты. Препарат значительно облегчает состояние будущей мамы и улучшает прогноз для ребенка. Лекарство назначают только если концентрация желчных кислот менее 40 мкмоль/л, в дозе 10-15 мг/кг.

Если у женщины повышен уровень АСТ и АЛТ также стоит принимать «Гептрал». Категорически нельзя принимать гепатопротекторы из группы эссенциальных фосфолипидов, например, «Эссенциале», они могут ухудшить состояние. Также рекомендуется исключить все дополнительные лекарственные препараты, например, витамины, чтобы максимально разгрузить печень.

И конечно же, если у женщины холестаз, ей необходимо находиться под круглосуточным наблюдением в акушерском стационаре. Из лечебный мероприятий, которые можно выполнить в больнице, обычно назначают плазмаферез и гемосорбция.

Основная тактика врача – максимально пролонгировать беременность. Родоразрешение до 37 недели показано при неэффективности лечения и высоком риске для ребенка.

Видео по теме

Совет 2 : Как избавиться от зуда во время беременности

Во время беременности в организме женщины меняется гормональный фон. Вследствие этого происходит ослабление иммунитета и изменение вагинальной флоры. Повышение уровня эстрогенов оказывает влияние на многие органы, в т.ч. на желчевыводящие пути. В результате этих изменений может возникнуть зуд на коже и в половых органах.
Как избавиться от зуда во время беременности
Инструкция
1
Причиной кожного зуда считается холестаз беременных. Повышение уровня желчных кислот и аминострансфераз ведет к раздражению рецепторов кожи. Как правило, при этом наблюдаются небольшие отклонения в результатах функциональных проб печени. В ряде случаев зуд сопровождается желтухой. Для уменьшения застоя желчи перестройте свой рацион питания, принимайте пищу дробно и малыми порциями, 5-6 раз в день. Исключите жареные и острые продукты.
2
Для борьбы с холестазом принимайте желчегонные препараты, разрешенные во время беремености. Обратитесь в врачу, он порекомендует наиболее эффективные и безопасные средства. Начните принимать активированный уголь, он адсорбирует желчные кислоты.
3
Несколько раз в день принимайте душ, вода смывает остатки желчных кислот, которые выделяются на поверхность кожи. После душа не вытирайтесь, сначала смажьте кожу нейтральным молочком или детским маслом. Хорошо увлажненная кожа - это профилактика растяжек, еще одной из причин появления зуда кожи при беременности.
4
Зуд может появиться в результате аллергических реакций на продукты питания. Во время беременности у многих женщин меняются вкусовые пристрастия. В результате употребления каких нибудь экзотических продуктов, не характерных для привычного рациона, может возникнуть аллергия. В этом случае исключите их из рациона и обратитесь к врачу, он назначит антигистаминные препараты, безопасные для ребенка.
5
Нередко во время беременности возникает зуд во влагалище. Изменение уровня гормонов способстует перестройке влагалищной микрофлоры, результатом становится размножение условно-патогенных микроорганизмов. Самая частая патология — кандидоз, который сопровождается зудом, жжением и выделениями творожистого характера. Сдайте мазок из влагалища, в зависимости от причин (кандидоз, бактериальный вагиноз и т.д) врач назначит лечение. Включите в рацион кисломолочные продукты — кефир, простоквашу, нарине. В них содержаться полезные бактерии, которые помогут восстановить микрофлору влагалища.

Совет 3 : Как лечить зуд при беременности

Зуд – это ощущение раздражения на коже, когда болевые ощущения не слишком выражены и вызывают потребность расчесывать кожные покровы или слизистые оболочки. Он может быть локальным, а может появляться в разных частях тела.
Как лечить зуд при беременности
Инструкция
1
Причиной зуда у беременных могут стать масса факторов: аллергическая реакция, быстрый рост живота или груди, дерматозы, зуд на нервной почве, чрезмерное потоотделение, нарушение работы печени на фоне гормональных изменений – холестаз и как последствие желтуха. Во всех случаях важно не заниматься самолечением. Обращайтесь к лечащему врачу или врачу дерматологу. При беременности целая серия препаратов противопоказана будущим мамам. Посетив врача и аптеку, не забывайте, что лечение можно подкрепить и методами народной медицины. Они не повредят ни маме, ни будущему малышу, укрепят иммунитет и помогут пережить неприятные ощущения.
2
Соблюдайте правила личной гигиены. Принимайте теплый душ или ванну пару раз в день. В летнее время года проветривайте помещение и не допускайте перегревания тела, чтобы избежать обильного потоотделения. Отварами трав обмывайте зудящие участки. Подойдут ромашка, череда, фиалка трехцветная, а если нет под рукой таких трав – поможет слабый раствор соды. Избегайте пересыхания кожи, этого можно достичь нанесением на зудящие участки кожи увлажняющего крема. Можно записаться на курсы массажа. Массаж поможет предотвратить появление растяжек на коже и улучшит циркуляцию крови. При выборе одежды отдавайте предпочтение только натуральным тканям. Используйте проверенные мыло, шампунь и средства интимной гигиены. Возможно, зуд вызван аллергической реакцией на пищу, которую употребляет беременная. Исключите из рациона потенциальные аллергены, это могут быть цитрусовые, мед или шоколад. Питайтесь здоровой пищей.
3
В некоторых случаях беременные могут испытывать вагинальный зуд. Первой причиной возникновения такого зуда является изменение РН во влагалище, еще, как вариант, инфекции, молочница или венерические заболевания. Поможет усиленная личная гигиена. Применяйте РН нейтральные средства гигиены. Носите хлопковое белье. Лучше не делать спринцевание, так как оно может еще больше усилить зуд. Принимайте теплый душ регулярно. Сделайте настой из душицы в соотношении одна столовая ложка душицы на литр кипятка. В таком настое смочите тампон и протирайте им места, которые зудят. Теплая ванна с отварами успокоит зуд и поможет снять раздражение. Залейте 5 столовых ложек березовой коры литром кипятка, дайте настояться сутки, после процедите и влейте весь настой в теплую ванну. Принимайте такие ванны 2 раза в неделю. Знайте, что после родов все пройдет.
Видео по теме
Связанная статья
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500