Инструкция
1
Готовясь к экзамену, не пытайтесь выучить наизусть сразу весь учебник. К подготовке надо подходить так же, как к решению любых других глобальных задач: делить на ряд задач более мелких, локальных. Слона нельзя съесть целиком за один раз, но можно съесть по кусочкам. Поэтому разбейте материал на темы. Если к экзамену есть вопросы – используйте их в качестве тем, если нет – для составления списка можно использовать оглавление учебника.
2
Даже если вам кажется, что вы совершенно не знаете предмет – скорее всего, вы не правы (разве что вы совсем не посещали занятий и видите учебник в первый раз). Пробегите глазами список тем, отметьте пункты, по которым вы хоть что-то знаете или можете вспомнить: это придаст вам уверенности.
3
Повторяйте материал по каждой теме отдельно. Но перед тем как перечитывать конспекты или учебники, сначала попробуйте, никуда не заглядывая, кратко записать то, что вы можете вспомнить. Даже если воспоминания будут скудны и обрывочны – такой предварительный «разогрев» имеющихся у вас знаний по теме значительно облегчит дальнейшее изучение материала.
4
Не ограничивайтесь повторением темы «в уме» – делайте записи или хотя бы проговаривайте материал вслух. Если вы повторяете «про себя» – у вас может возникнуть иллюзия знания или понимания. А при необходимости произнести информацию вслух или оформить в письменном виде (что и будет происходить на экзамене) эта иллюзия куда-то исчезает. А аргумент «все понимаю, просто сказать не могу» экзаменаторы обычно во внимание не принимают.
5
Прорабатывая тему, делайте записи, но не сплошным текстом, а структурируя материал. Рисуйте схемы, составляйте планы, отмечайте стрелками причинно-следственные связи. Это поможет вам глубже понять тему, кроме того, такие наглядные конспекты потом удобно использовать для быстрого повторения материала.
6
Не стоит отрабатывать все темы последовательно сразу на «отлично». Более эффективна схема «3-4-5», когда отведенное на подготовку время делится на три одинаковых части и материал проходится трижды. При первом проходе – легкое знакомство с темой, что называется, «на троечку». Во второй период уже знакомые вопросы изучаются глубже, на четверку. Третий отрезок времени предназначен для отработки материала на «отлично». Такая методика подготовки позволяет получить системное представление о предмете как едином целом; повторение помогает лучше и прочнее изучить отдельные темы, кроме того, даже при нехватке времени вы не рискуете столкнуться с вопросом, который вам совсем не известен.
7
Не сидите над учебниками с утра до вечера без перерыва: усталый мозг медленнее воспринимает информацию. Считается, что лучше всего посвящать учебе время с семи утра – и до полудня, а также с 14 и до 17-18 часов. Однако все люди индивидуальны, поэтому часы подготовки надо корректировать с учетом собственных биологических ритмов. Но основной принцип сохраняется: основной объем новой информации надо осваивать с утра, на «свежую голову», после 4-6 часов занятий делать перерыв на пару часов, после чего активно поработать еще 3-4 часа. После этого темпы восприятия снизятся, но, если сроки поджимают, можно посвятить вечер повторению пройденного.
8
Каждый час-полтора устраивайте себе «переменку» на 10-15 минут. Идеально, если вы будете совмещать отдых с какой-либо физической нагрузкой (разминка, танцы или даже легкая уборка квартиры). Во время перерыва в середине дня хорошо хотя бы 30-40 минут прогуляться на свежем воздухе.
9
Во время подготовки к экзамену ни в коем случае не пытайтесь экономить время на сне. Выкроив лишний час на сидение над книгой, вы в итоге потратите больше времени на изучение того же самого объема материала, так что «экономия» окажется мнимой.