Совет 1: Психологическая подготовка к экзаменам

Сильное волнение перед экзаменами способно выбить из колеи даже самого прилежного студента. А уверенный в себе и безупречно выглядящий прогульщик способен убедить в своих знания и бывалого профессора! Поэтому нельзя игнорировать психологическую подготовку к экзаменам.

Как сделать экзамены менее волнительным событием для себя

Не бойтесь легкого волнения перед экзаменами. Это нормальное явление, которое помогает мобилизовать все силы для выполнения конкретной задачи. Постарайтесь не думать о возможном неудачном результате экзаменов. Необоснованные переживания не только не помогут подготовиться к ответам, но и приведут вас к стрессу, который в свою очередь негативно скажется на умственной деятельности. Думайте только о благоприятном прохождении экзаменов.

Если волнение перед предстоящим событием слишком сильное, попробуйте прорепетировать весь процесс дома. Лучше сделать это с товарищами или близкими людьми, чтобы проговаривать вопросы/ответы в голос. Если такой возможности нет, можно прокрутить сценарий в голове. Представьте, как вы будете заходить в класс, выбирать билет, уходить готовиться и отвечать экзаменатору. Постарайтесь во всех красках и подробностях обыграть эту ситуацию. Чем чаще и подробнее вы будете репетировать экзамены, тем менее волнительными они вам покажутся.

Заранее потренируйте силу и интонацию голоса. Монотонно и неуверенно звучащий ответ может повлиять на оценку в целом. Невыразительный тихий голос экзаменатор расценит как признак неуверенности в ответе, пробелов в знаниях.

Кроме внятной уверенной речи у вас должно быть и понимание предмета! Во время подготовки в аудитории составьте мысленный план ответа, а лучше напишите его списком на бумаге. Само наличие такого плана уже придает уверенности в себе и положительно выглядит в глазах преподавателей.

Если некоторые вопросы кажутся вам слишком сложными, разделите их все на несколько категорий, в зависимости от степени сложности. Посмотрите, нельзя ли из более легкого материала найти путь к пониманию и запоминанию более сложного. Во время подготовки и повторения материала не переутомляйтесь. Как и излишнее волнение, усталость плохо скажется на работоспособности, и как следствие, на результатах экзамена. Через каждый час занятий делайте 10-минутный перерыв, а после двух-трех часов занятий время для отдыха должно составлять 30-40 минут. Старайтесь спать не менее 9 часов

Разные способы психологической помощи при сильном волнении

Если справиться с эмоциями не получается, попробуйте в течение нескольких минут медленно и глубоко дышать, считая при этом про себя. Когда вы немного успокоитесь, постарайтесь расслабиться и на что-нибудь отвлечься. Если вам легче справляться с переживаниями в компании близких, попросите их выслушать вас. В ином случае не стесняйтесь сказать товарищам и родным, что вам проще унять волнение в одиночестве.
Подготовиться к экзаменам психологически помогут и некоторые приметы. Самое главное - твердо верить, что они помогают. Таким образом, знание того, что некая магическая вещь у вас с собой, уже успокаивает и помогает легче перенести экзаменационный стресс.

Таких фишек много, с ними с удовольствием поделятся сокурсники. Многие студенты кладут мелкие монетки в обувь, сидят на учебниках вечером накануне события и даже одеваются во все новое. Можете вспомнить или найти и другие интересные приметы, а лучше спросите у родителей, какие талисманы использовали они, когда проходили экзамены.

Совет 2: Как планировать подготовку к экзаменам в сессию

Чем ближе сессия, тем меньше остается времени для полноценной подготовки. Оставшиеся до экзаменов дни обязательно нужно распланировать и, что самое главное, этот план необходимо соблюдать!

А если попробовать ходить на лекции?

Готовиться к экзаменам необходимо с самого начала семестра: стараться не пропускать лекции, выполнять все лабораторные и практические работы. Фактически, какая-то специальная подготовка вовсе не нужна для студента, который исправно учился. План учебных занятий придуман не зря, он помогает обойтись без стрессов при подготовке к экзаменам. Но практика показывает, что дисциплинированных студентов мало, поэтому нужен план овладения знаниями в ускоренном режиме.

План подготовки за месяц до сессии

Примерно за месяц до сессии желательно повторить пройденный за семестр материал. Начать лучше всего с конспектов. Информация в них сжата, выделены только самые основные, базовые моменты. Когда «фундамент» хорошо усвоится, приступайте к изучению учебников и дополнительной литературы. Если какие-то моменты остались непонятными, не стесняйтесь и уточните все у преподавателя.

Обратите внимание на пользу ассоциативной памяти. Если учить и повторять материал всегда в одном и том же месте, со временем между окружающей обстановкой и усвоенной информацией установится ассоциативная взаимосвязь. В этом случае на экзамене будет легче вспомнить ответ на вопрос, мысленно представив себя в той обстановке. Дополнительно можно по каждому трудно запоминающемуся пункту предмета придумать свою ассоциацию с предметом интерьера.

В процессе повторения можно воспользоваться некоторыми приемами для лучшего усвоения и запоминания информации. Пересказывайте про себя материал, если вам так удобнее и обстановка позволяет, можно вслух. Заранее подготовьте несколько контрольных вопросов и задавайте их сами себе. Делайте дополнительные заметки, пояснения и схемы, при повторении это поможет лучше понять материал. Инфографика хорошо запоминается, поэтому используйте ее по максимуму.

При возможности пересказывайте материал товарищам и выслушайте их изложение. Взгляд и критика со стороны поможет вам лучше понять, в каких местах еще остались пробелы в знаниях. Также вы тем самым к зрительному восприятию предмета подключите еще и слуховой, что наверняка поможет при ответе.

За день до экзамена нужно закончить повторение, за это время информация должна полностью усвоиться. У вас останется время на необходимые уточнения и доработку материала.

Отдых - обязательный элемент подготовки к сессии

Тщательно готовясь к экзаменам, не забывайте и про отдых. Если перегрузить себя умственной работой, часть информации обязательно забудется и не усвоится до конца. Отдых же и хороший сон станут профилактикой стресса, что самым хорошим образом скажется на качестве работы и психологическом состоянии в целом.

Небольшие промежутки для отдыха можно делать после 50-55 минут занятий, более длительные (30-40 минут) - после двух-трех часов работы. После перерыва желательно еще часа 2-2,5 позаниматься.

Сразу после еды приступать к занятиям нежелательно - в это время труд наименее производительный, поэтому лучше подождать один-два часа. Постарайтесь имеющийся объем материала равномерно распределить по всем дням, чтобы не было перегрузки или отставания в работе. Непосредственно вечером перед экзаменами лучше не заниматься. В это время желательно подольше поспать или отвлечься, чтобы унять волнение.
Видео по теме

Совет 3: Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам

Время экзаменов – стрессовый период для самого школьника и его родителей. К экзаменам необходимо готовиться правильно. Роль родителей в этом процессе огромная. Они могут, как помочь ребенку, так и усложнить его жизнь. Существуют методы подготовки к экзаменам, которым родители могут научить ребенка.
Инструкция
1
Найти способ запоминания
Каждый человек имеет свой ведущий канал восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический (через движение). Визуал легче запоминает схемы, рисунки, фильмы и т.п. Поэтому именно зрительные образы надо использовать такому ученику при подготовке к экзамену. Если ведущим у ребенка является слух, то ему помогут в подготовке к экзамену аудиокниги и лекции, а также пересказ вслух. Когда ведущий канал кинестетический, то проще всего запоминать материал через движение. Например, можно предложить ребенку писать ответы на экзаменационные вопросы.

Не надо заставлять ребенка готовится к экзамену способом, удобным для родителей. У него может быть совсем иной ведущий канал восприятия. Необходимо обратить внимание ребенка на то, как ему легче запоминать материал. Только он, анализируя свои особенности, четко сможет определить, какая система восприятия у него ведущая.
2
Шпаргалки
Не стоит ругать ребенка за использование шпаргалок. Конечно, не надо позволять брать их с собой на экзамен. Но сами по себе шпаргалки – отличный способ структурировать материал. Помогайте ребенку составлять их. Суть в том, чтобы выделить в материале самое важное и записать это, используя минимальный объем текста.
3
Рассказ вслух
Один из самых действенных способов понять и запомнить что-либо – объяснять материал кому-то, кто совсем в нем не понимает. К тому же, проговаривание вслух является более полезным, чем «про себя». Тот, кому объясняют, может задавать уточняющие вопросы. Такие вопросы, а не стандартные из учебника, помогут структурировать материал в голове у ребенка.
4
Умение отдыхать
Научите ребенка правильно отдыхать. Совсем неполезно и неэффективно сидеть за учебниками по 8 часов в день. Обязательно нужны перерывы. Правильный отдых – это смена деятельности, переключение. Если ребенок сидел неподвижно в процессе подготовки к экзамену, то для отдыха ему необходимо подвигаться, а не лежать перед телевизором. Весьма полезными будут прогулки на свежем воздухе и занятия спортом. Физическая активность должна периодически прерывать монотонный процесс учения.

В последний день перед экзаменом не стоит заставлять ребенка сидеть за учебниками. Намного важнее позволить ему хорошо отдохнуть и выспаться. Как говориться, «перед смертью не надышишься». А от перенапряжения ребенок может наоборот забывать нужную информацию.
5
Методы саморегуляции
В процессе подготовки к экзамену ребенок может использовать и методы саморегуляции. Суть таковых заключается в управлении состоянием собственной нервной системы. В процессе подготовки к экзаменам весьма помогут методы концентрации, самовнушения, расслабления и визуализации.

Ребенка необходимо научить методам саморегуляции. Поделитесь с ним тем, как сами расслабляетесь в сложных ситуациях, что помогает вам концентрироваться. Можно также вместе с ребенком визуализировать позитивный исход: во всех деталях представить сам экзамен, успешный его исход и радость от результата. Такую визуализацию можно зарисовать и повесить над столом ребенка.

Можно вместе с ребенком выработать формулу позитивного самовнушения. Например, такие слова: «я все успею, я умею хорошо запоминать, и у меня все получится». Пусть и сам ребенок повторяет формулу, когда накатывает отчаяние или усталость. Родители тоже могут транслировать к нему такое отношение: «у тебя все получиться, ты все выучишь» и т.п.
6
Обряды и ритуалы
Придумайте свои ритуалы и обряды, которые будете проводить вместе с ребенком перед каждым экзаменом. Скорее всего, многие родители помнят студенческий обряд «халява приди», когда в ночь перед экзаменом надо кричать эту фразу из окна, размахивая зачеткой. Такие обряды имеют весомое психологическое значение, хотя и могут казаться глупыми. Ритуалы помогают психологически настроиться на экзамен.
Полезный совет
Основная помощь родителей заключается в психологической поддержке своего ребенка. Транслируйте уверенность, что вы верите в него. Не надо самим излишне нервничать и из-за этого давить на ребенка. Будьте сами спокойны, тогда и ребенок будет меньше себя накручивать.
Источники:
  • Как подготовиться к экзаменам? Советы психолога
  • Как помочь школьнику лучше усваивать материал?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше