Рыбный клей и реставрация



Рыбный клей широко применяется в реставрационном деле и в практике живописцев. Это вещество отличается своими сильными клеящими способностями даже при малой концентрации, устойчивостью к выгоранию и потемнению. Но, как и любое другое вещество на основе органики, такой клей предрасположен к распаду и загниванию. Карлук изготавливается из кожи, костей, плавательного пузыря и чешуи рыбы. Самые качественные сорта клея изготавливаются из белуги, осетра и сома.

Приготовление рыбного клея карлука



Заранее подготовьте антисептики, они нужны, чтобы затормозить процесс загнивания. Антисептиками в этом случае служат: борная, карболовая и салициловая кислоты, креозотовое масло, сулема, формалин и хромпик. Любое из этих веществ вводится в готовящийся клеевой раствор и консервирует его. Обратите внимание, что после варки у вас должны получиться полупрозрачные пластинки, похожие на древесную смолу.


Сварить рыбный клей в домашних условиях довольно сложно. Во многих трактатах рецептура неточная и слишком запутанная, а другие требуют наличия ингредиентов, которые сложно достать самостоятельно. Кроме того сам процесс приготовления тоже очень трудоемкий и требует знания всех нюансов. Все эти факты в совокупности делают процесс варения клея в домашних условиях практически невозможным. Поэтому пластинки карлука лучше купить и сварить из него специальный клей для дублирования, который и применяется при грунтовке дерева и укреплении живописных слоев полотен и икон.

Пластинки купленного рыбьего клея разломайте на маленькие кусочки и бросьте в кастрюлю-клееварку. Залейте гранулы водой по массе примерно 1:1, жидкость должна полностью их скрыть. Оставьте так на 5-15 часов. Клей должен обмякнуть, набухнуть и осесть на дно. Смесь вместе с кастрюлькой переместите на водяную баню, поставьте на плиту и грейте на медленном огне. Не доводите до кипения, иначе клетчатка разварится и клей станет грубым, абсолютно непригодным для реставрации. Процедите раствор через марлю. Для обработки дерева клей можно развести горячей водой до концентрации 1:24. Работать лучше с раствором не холоднее 20оС. Остатки карлука второй раз использовать не стоит.

Когда клей остынет, введите антисептики, если вы выбрали кислоты, отдайте предпочтение 2% растворам. Чистой кристаллической борной кислоты нужно совсем немного - 0,5-1% от общего объема раствора. Эта смесь используется для первой проклейки холста под дублировку. Чтобы проклеить саму картину, в раствор добавьте мед в пропорциях 1:7-1:5, но не больше. Если вы подольете слишком много меда, это может спровоцировать раннее появление плесени. Обратите внимание на тот факт, что при застывании рыбий клей оставляет на поверхности пленку. Если вы покроете картину клеем повторно, холст может поменять интенсивность и оттенки своей цветовой гаммы.