Что такое чартерный рейс


Для того чтобы разобраться в тонкостях финансовой стороны полетов по чартеру, необходимо для начала разобрать, что это такое. Итак, чартерный рейс – это преднамеренный заказ кем-либо чартера в определенное время по нужному маршруту. Именно чартерные рейсы обычно перевозят школьников на конференции, спортсменов на соревнования, туристов – в отпуска и так далее. Поскольку основные заказчики – крупные турфирмы, на их примере лучше будут видны все тонкости этого бизнеса.


Главной особенностью чартерного рейса является риск заказчика. Он предварительно оплачивает места в самолете и поэтому пилотам все равно, сколько человек летит в салоне – пятнадцать или один. Турфирмы, например, обычно заказывают чартеры оптом, ориентируясь на статистику полетов. За эту оптовую продажу авиакомпании делают скидки турфирмам, что существенно сокращает их финансовые издержки.


Схема проста и понятна – туроператор резервирует самолет на определенное время, заключая с авиакомпанией договор. Иногда все билеты на чартер уходят этой турфирме, иногда часть из них продается более мелким компаниям или частным лицам.


Чаще всего самолеты летают как по чартерному, так и по регулярному маршруту, привозят туристов на курорт, и с него же забирают предыдущую группу отдыхающих.


Особенности чартерных рейсов для пассажиров


Если с турфирмами все понятно – чартерные рейсы дают им как гарантию того, что в нужное время самолет полетит, так и риск, что лететь будет некому, то какие выгоды имеет пассажир?


Во-первых, на многие курорты можно добраться только на чартерных самолетах. Например, Анталья, Хургада, Шарм-Эль-Шейх и большая часть греческих островов принимает только чартерные самолеты.


Во-вторых, это выгодно. Как уже понятно, турфирмы выкупает билеты на чартерный самолет оптом, а авиакомпании нет разницы, сколько человек полетит в салоне – ведь все заранее уплачено. Именно поэтому частенько возникают такие ситуации, когда туроператор старается хоть каким образом возместить свои расходы на нерентабельный заказ и продает билеты с хорошей скидкой. А значит, за несколько дней до предполагаемой даты вылета можно найти дешевые билеты на сайте любой крупной турфирмы или на страничках компаний, занимающихся продажей билетов на чартерные рейсы.


Однако для авиакомпании регулярные рейсы имеют явное преимущество над чартерными. Это значит, если в расписании возникнут какие-либо неполадки, то в первую очередь отправят регулярные рейсы, а лишь потом – чартерные. Да и время прилета обычно неудобно для пассажира. В гостиницах заселение обычно происходит в 12-14 часов дня, и из-за этого можно потерять чуть ли не целый день в ожидании.


Возможность возврата билета


Остался самый главный вопрос – можно ли вернуть билеты? Ведь никто не застрахован от того, что поездку придется перенести на какое-то время или вернуться с курорта раньше запланированного. Если вы покупали билеты на регулярный рейс, ответ очевиден – да, конечно. Если вы сдадите билеты за 24 часа, вы вообще ничего не потеряете.


Однако с чартерными рейсами ситуация обстоит по-другому. Вы заключаете контракт не с перевозчиком (авиакомпанией), а с турфирмой. А они в договорах обычно указывают, что билеты на чартерный рейс являются невозвратными. Конечно, это выгодно туроператору и совсем невыгодно пассажиру.


Кстати, некоторые зарубежные компании страхуют себя подобным образом. Обычно это происходит во время скидок на билеты.