Выражения «ментор», «менторский тон» существуют в русском языке не так давно. Появились они в 18 веке – после реформы Петра I. Этот правитель поставил цель приобщить российскую аристократию к западным ценностям. Были созданы учебные заведения, где изучали греческий язык и латынь, знакомились с шедеврами античной литературы. Именно тогда россияне впервые близко познакомились с героями древнегреческой литературы, в том числе и персонажем по имени Ментор.


Ментор – герой поэмы Гомера




Вершиной древнегреческой литературы справедливо считаются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 18-19 вв. их должен был знать каждый образованный человек, поэтому образы гомеровских поэм были понятны и близки любому дворянину или ученому. Достаточно вспомнить, сколько раз в стихах А. Пушкина упоминается Аполлон или Мельпомена. Такое использование имен древнегреческих богов в аллегорическом смысле было естественным явлением не только в поэзии, но и в обыденной речи великосветского общества. Впрочем, речь шла не только о богах.



В поэму Гомера «Одиссея» рассказывается о том, как царь Итаки Одиссей, покидая свои владения, доверил заботу о доме и семье старому другу Ментору, сыну Алкима. О том, насколько Одиссей доверял этому человеку, свидетельствует тот факт, что Афина, являясь герою, нередко принимала внешний облик Ментора – видимо, у богини были основания полагать, что Ментору Одиссей поверит обязательно.


Во время 20-летнего отсутствия Одиссея у Ментора было немало забот. Он управлял хозяйством, оберегал царицу Пенелопу от назойливых претендентов на руку и сердце, а также воспитывал юного Телемаха – сына Одиссея, который в силу обстоятельств рос без отца. Эта последняя обязанность запомнилась читающей публике лучше всего, и имя Ментора превратилось в обозначение наставника, учителя – сначала почтительное, потом ироническое.


Другие значения




Имя героя древнегреческой поэмы, став нарицательным обозначением наставника, учителя, приобрело и другие значения, связанные с этим смысловым оттенком.


Известный русский биолог-селекционер И. Мичурин разработал метод направленного развития гибридных растений: молодому гибридному сеянцу прививают черенок одного из родительских деревьев или наоборот – сеянец временно прививают к дереву, качества которого должен приобрести гибрид (например, морозостойкость). Растение при этом выступает в качестве «наставника», передающего гибриду то, что есть в нем самом, поэтому ученый назвал этот прием «методом ментора».


В предпринимательстве ментором называют человека, который помогает начинающему бизнесмену открыть свое дело.