Совет 1: Чем отличается академик от профессора

Когда произносят слово «профессор» или «академик», сразу представляется убеленный сединами ученый, непременно доктор наук, знающий о своей научной отрасли если не все, то почти все.

Содержание статьи

Общее собрание Российской академии наук
В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).
Источники:
  • Ученые степени и звания: кто есть кто

Совет 2 : Как получить доцента

Надо четко понимать, что «получить доцента» может означать две разные ситуации. Первая – получить должность доцента (преподавателя высшего учебного заведения). Вторая – получить ученое звание доцента. В первом случае для получения должности доцента нужно иметь высшее образование и опыт преподавания в вузе. Во втором случае необходимо не только высшее образование, но и наличие ученой степени кандидата или доктора наук. Итак, как получить ученое звание доцента?
Как получить доцента
Инструкция
1
В первую очередь для этого нужно иметь ученую степень кандидата или доктора наук и выполнить ряд обязательных условий, среди которых главные:а)Опыт педагогической деятельности в данном высшем учебном заведении не менее одного года в должности не ниже доцента, или опыт научной работы в научном или научно-исследовательском институте в должности не ниже старшего (или ведущего, или главного) научного сотрудника.б) Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из которых минимум три года – в вузах или институтах повышения квалификации.в) Созданные в последние три года (можно в соавторстве) учебник, или монография, или глава в монографии, или минимум две научные или учебно-методические работы.г) Для творческих или спортивных специальностей: наличие почетного звания («народного» или «заслуженного»), или звание лауреата (чемпиона) конкурса, фестиваля или соревнования уровня не ниже общероссийского. Кроме того, претендент должен подготовить минимум двух учеников, получивших почетные звания или ставших лауреатами (чемпионами) уровня не ниже общероссийского.
2
Когда выполнены все необходимые требования, Совет кафедры или факультета в вузе или научное подразделение в НИИ по заявлению соискателя оформляет пакет документов, которые подтверждают выполнение соискателем всех требований. Пакет документов (в который входит рекомендация Совета кафедры, факультета или научного подразделения) передается в Ученый совет вуза, научного или научно-исследовательского института.
3
Ученый совет принимает решение о присуждении соискателю ученого звания «доцент» и обращается в Высшую квалификационную комиссию (ВАК) за утверждением своего решения. Когда ВАК утверждает решение Ученого совета, соискатель получает желанное звание «доцент».
Источники:
  • Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194

Совет 3 : Как получить звание доцента

Если вы давно преподаете в ВУЗе или на кафедрах Российской академии наук, написали учебник, какое-то время замещали ректора или проректора, то вы можете претендовать на ученое звание доцента по кафедре или доцента по специальности.
Как получить звание доцента
Вам понадобится
  • - личный листок по учету кадров;
  • - выписка из трудовой книжки о научно-педагогическом стаже;
  • - выписки из приказов о ведении педагогической деятельности;
  • - выписка с результатами голосования Ученого совета;
  • - список опубликованных научных работ.
Инструкция
1
Проверьте, соответствуете ли вы требованиям, предъявляемым к соискателям на звание доцента по кафедре: являетесь ли вы доктором или кандидатом наук, на высоком профессиональном уровне преподающим в ВУЗе, есть ли у вас научные и учебно-методические работы, являетесь ли вы автором или соавтором учебника. Кандидат на звание доцента по кафедре должен не менее года проработать в качестве человека, замещающего профессора, декана факультета, проректора, ректора и др. При наличии педагогического стажа, доцентом может стать и лауреат международных и региональных фестивалей, выставок, конкурсов, обладатель почетного звания РФ или других республик (народный художник, народный артист, заслуженный деятель искусств и т.д.).
Чтобы получить звание доцента по специальности, необходимо помимо стажа научной работы исполнять по трудовому договору функции старшего, ведущего или главного научного сотрудника, заместителя директора научной организации или вузовского подразделения. У претендента на это научное звание должно быть опубликовано как минимум 10 научных работ или изобретений.
2
Решение о представлении к присвоению ученого звания принимается тайным голосованием на Ученом совете. Если совет вынес такое решение, подготовьте необходимые документы. Кроме того, принесите нотариально заверенные копии документов о высшем образовании и документ кандидата или доктора наук, копию свидетельства о государственной аккредитации учебного заведения.
Уточните полный список весь необходимых документов в Министерстве Образования РФ.
3
Представьте документы в Высшую аттестационную комиссию Министерства образования и ожидайте решения. В течение 6 месяцев ваши документы рассмотрят. О результате экспертизы аттестационных документов вам сообщат. При положительном решении вам выдадут аттестат доцента.
Источники:
  • Институт соискателя ученой степени и ученого звания
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500