Совет 1: Как вращается Земля вокруг Солнца

Вращение Земли вокруг Солнца является одним из самых удивительных явлений – оно обеспечивает не только смену времен года, но и само существование жизни на нашей планете. Знание особенностей годового вращения Земли дает возможность лучше понимать суть сезонных изменений.
Как вращается Земля вокруг Солнца

Суточное вращение Земли

Для наблюдателя, находящегося в Северном полушарии, например, в европейской части России, Солнце привычно восходит на востоке и поднимается к югу, занимая в полдень самую высокую позицию на небосклоне, затем клонится к западу и скрывается за линией горизонта. Данное движение Солнца является лишь видимым и вызвано вращением Земли вокруг своей оси. Если смотреть на Землю сверху в направлении Северного полюса, то она будет вращаться против часовой стрелки. Солнце при этом находится на месте, видимость его движения создается за счет вращения Земли.

Годовое вращение Земли

Вокруг Солнца Земля также вращается против часовой стрелки: если смотреть на планету сверху, со стороны Северного полюса. Так как земная ось имеет наклон относительно плоскости вращения, по мере вращения Земли вокруг Солнца она освещает ее неравномерно. На одни области солнечного света попадает больше, на другие – меньше. Благодаря этому происходит смена времен года и изменение продолжительности дня.

Весеннее и осеннее равноденствие

Дважды в год, 21 марта и 23 сентября, Солнце одинаково освещает Северное и Южное полушария. Эти моменты известны как весеннее и осеннее равноденствие. В марте в Северном полушарии начинается весна, в Южном – осень. В сентябре, наоборот, в Северное полушарие приходит осень, а в Южное – весна.

Летнее и зимнее солнцестояние

В Северном полушарии 22 июня Солнце выше всего поднимается над горизонтом. День имеет самую большую продолжительность, а ночь в эти сутки самая короткая. Зимнее солнцестояние происходит 22 декабря – день имеет самую короткую продолжительность, а ночь максимально длинная. В Южном полушарии все происходит наоборот.

Полярная ночь

Из-за наклона земной оси полярные и приполярные области Северного полушария в зимние месяцы оказываются без солнечного света – Солнце вообще не поднимается над горизонтом. Это явление известно как полярная ночь. Аналогичная полярная ночь существует и для приполярных областей Южного полушария, разница между ними составляет ровно полгода.

Что дает Земле ее вращение вокруг Солнца

Планеты не могут не вращаться вокруг своих светил – в противном случае они бы просто были притянуты и сгорели. Уникальность Земли заключается в том, что наклон ее оси в 23,44о оказался оптимален для возникновения всего многообразия жизни на планете.

Именно благодаря наклону оси происходит смена времен года, существуют разные климатические зоны, обеспечившие многообразие земной флоры и фауны. Изменение нагрева земной поверхности обеспечивает движение воздушных масс, а значит, и выпадение осадков в виде дождя и снега.

Расстояние от Земли до Солнца в 149 600 000 км также оказалось оптимальным. Немного дальше, и вода бы на Земле находилась только в виде льда. Немного ближе, и температура была бы уже слишком высока. Само возникновение жизни на Земле и многообразие ее форм стало возможно именно благодаря уникальному совпадению такого множества факторов.

Совет 2 : Почему Земля - планета

Человек видит Землю плоской, но уже давно установлено, что Земля - это шар. Люди условились именовать это небесное тело планетой. Откуда взялось такое название?
Почему Земля - планета
Древнегреческие астрономы, наблюдавшие за поведением небесных тел, ввели в употребление два противоположных по смыслу термина: planetes asteres - «блуждающие звезды» - небесные тела, подобные звездам, перемещающиеся на протяжении года; asteres aplanis - «неподвижные звезды» - небесные тела, остававшиеся неподвижными в течение года.В верованиях греков Земля была неподвижна и находилась в центре вселенной, поэтому они относили ее к категории «неподвижных звезд». Грекам были известны Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, видные невооруженным глазом, но они называли их не «планетами», а «блуждающими звездами». В Древнем Риме астрономы уже назвали эти тела «планетами», пополнив данный список Солнцем и Луной. Представление о семипланетной системе сохранилось до Средневековья.Николай Коперник в XVI веке перевернул взгляды на устройство космоса, заметив его гелиоцентричность. Земля, считавшаяся ранее центром мира, была низведена до положения одной из планет, вращающихся вокруг Солнца. В 1543 году Коперник опубликовал свой труд под названием «Об обращениях небесных сфер», в котором и изложил свою точку зрения.К сожалению, церковь не оценила революционный характер взглядов Коперника: его печальная участь известна. Кстати, по словам Энгельса, «освобождение естествознания от теологии» начинает свое летосчисление именно с опубликованной работы Коперника. Итак, Коперник заместил геоцентрическую систему мира гелиоцентрической. Название «планеты» за Землей закрепилось.Определение планеты, вообще, всегда было неоднозначным. Одни астрономы утверждают, что планета должна быть достаточно массивной, другие считают это необязательным условием. Если подойти к вопросу формально, Землю можно смело называть планетой, хотя бы потому, что само слово «планета» произошло от древнегреческого planis, означающего «подвижный», а в подвижности Земли современная наука не сомневается.

Совет 3 : Почему вертится земля

«И все-таки, она вертится!» – эту энциклопедическую фразу, произнесенную физиком и астрономом прошлого Галилео Галилеем, мы знаем еще со школьной поры. А вот почему Земля вертится? На самом деле этот вопрос очень часто задают своим родителя будучи маленькими детьми, да и сами взрослые не прочь постичь тайны вращения Земли.
Почему вертится земля
Впервые о том, что Земля вертится вокруг своей оси, говорил в своих научных работах еще в начале 16-го века итальянский ученый. А вот по поводу того, почему же происходит вращение, всегда было много споров в научной среде. Одна из самых распространенных теорий рассказывает, что в процессе вращения земли главную роль сыграли другие процессы – те, которые шли в незапамятные времена, когда только начиналось образование планет. «Сбивались воедино» облака космической пыли, и таким образом образовывались «зародыши» планет. Затем «притягивались» другие космические тела – крупные и поменьше. Именно столкновением с крупными небесными телами, по мнению ряда ученых, и обусловлено постоянное вращение планет. А затем, согласно теории, планеты по инерции продолжили вращение. Правда, если принимать во внимание эту теорию, возникает много закономерных вопросов. Почему в Солнечной системе шесть планет, вращаются в одну сторону, а еще одна - Венера в противоположную? Почему планета Уран вращается таким образом, что на этой планете не происходит смены времени суток? Почему скорость вращения земли может меняться (незначительно, конечно, но все-таки)? На все эти вопросы ученым еще только предстоит ответить. Известно, что Земля имеет свойство несколько замедлять свое вращение. Каждое столетие увеличивается время полного оборота вокруг оси – приблизительно, на 0,0024 секунды. Ученые связывают это с влиянием спутника Земли – Луны. Ну а о планетах Солнечной системы можно сказать, что самой «медленной» по вращению считается планета Венера, самой быстрой – Уран.
Источники:
  • Каждые шесть лет Земля вертится быстрее – Naked Science
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500