Совет 1: Что такое усиленная перистальтика кишечника

Перистальтикой называется волнообразное сокращение стенок кишечника с продвижением его содержимого. Усиленная перистальтика характеризуется ускоренным сокращением кишечника и является симптомом некоторых заболеваний.

Как развивается состояние усиленной перистальтики

В норме при постоянном накоплении кишечника его волнообразные сокращения всегда сменяются периодами покоя. Поступая в кишечник, пища раздражает интерорецепторы, в результате перистальтика усиливается. Сокращения стенок перемещают содержимое (химус) в толстую кишку и освобождают тонкий кишечник от чрезмерного раздражения и от растяжения. Когда в кишечнике отсутствует содержимое (например, при полном голодании), перистальтика замедляется или прекращается совсем.

Однако в некоторых случаях наблюдается значительное раздражение слизистой оболочки кишечника. Усиленная перистальтика вызывается рефлексами, в которых участвуют ствол мозга и автономная нервная система, а также рефлекторной активацией межмышечного сплетения в пищеварительной трубке. Испражнения становятся более жидкими, поскольку при быстром движении часть содержимого не успевает всасываться в кровь. Болезненное состояние, при котором появляется частый и жидкий кал, называется диареей (поносом).

Причины усиления перистальтики кишечника

Усиленная перистальтика наблюдается при некоторых кишечных заболеваниях, вследствие острых кишечных инфекций, при обострениях хронических болезней ЖКТ, при онкопатологии органов пищеварения, при дисбактериозе кишечника. Усиленные бродильные процессы ведут к повышенному образованию газов и появлению метеоризма. Растяжение кишок вызывает появление коликообразных болей. В просвете толстого кишечника при соединении жирных кислот с солями магния, кальция, натрия, калия образуются мыла, которые присутствуют в испражнениях в виде белых комочков.

Диарея может развиваться и при совершенно здоровых стенках кишок, возникая на нервной почве. В некоторых случаях в результате чрезмерного волнения или страха психические (корковые) воздействия на кишечник усиливают его перистальтику и вызывают понос (так называемую «медвежью болезнь»). Диарея также появляется в результате возбуждения кишечной перистальтики грубой растительной пищей, дающей много непереваренных остатков (фрукты, овощи, хлеб с отрубями), жирной, трудно перевариваемой едой. Иногда она является защитно-приспособительной реакцией, при помощи которой выводятся продукты, вредные для организма.

Кишечная перистальтика может усиливаться в результате воздействия плохо переваренной в желудке пищи. Подобную диарею называют гастрогенной. Усиленная перистальтика и учащение стула (до 6-8 раз в сутки) приводит к потере солей, жидкости, продуктов расщепления пищи. Простое диспепсическое расстройство необходимо отличать от инфекционных болезней желудочно-кишечного тракта. С этой целью проводят бактериологическое и копрологическое исследования.

Совет 2: Что такое диарея

Учащенный стул, вызванный функциональным расстройством кишечника, называется диареей. Однако у этого же заболевания есть и более известное в народе определение - понос. Его причины многообразны и в основном он не является самостоятельным заболеванием.
Диарея возникает из-за нарушения двигательной, секреторной и всасывающей функций кишечника. Его усиленная перистальтика (движение) не дает пищевым массам всосаться через стенки в кровь, из-за этого испражнения приобретают жидкий и частый характер. Этим явлениям способствует не только нарушения кишечника, но и временные состояния, например, волнения, которые заставляют кишечник двигаться быстрее.

Нередко причиной диареи являются кишечные инфекции, от которых организм избавляется с помощью поноса, что является своего рода защитной реакцией организма на возбудителя болезни. Чаще всего понос инфекционного происхождения сопровождается полным нарушением всасывания как пищи, так и жидкости. А частое опорожнение кишечника приводит к обезвоживанию и потере витаминно-минерального запаса организма. Это состояние несет угрозу здоровью, а иногда и жизни.

К развитию диареи может привести нарушение микрофлоры кишечника – дисбактериоз. При этом заболевании нарушается баланс патогенной и полезной флоры. Эти изменения препятствуют усвоению из пищи всех полезных веществ, а также выработке в стенках кишечника собственных витаминов группы В и интерферона – белкового вещества, отвечающего за иммунитет (вырабатывается в кишечнике только при участии положительных молочнокислых бактерий).

Диарея может развиться из-за погрешностей в питании - при переедании или употреблении несовместимых продуктов, вызывающих брожение в кишечнике и расстройство стула. Не менее распространенной причиной является сниженная секреция желудочного сока. Из-за этого, недостаточно переваренная в желудке пища, попадая в кишечник, вызывает его раздражение, усиленную перистальтику и понос.

При диарее лучше сразу отказаться от приема пищи (от суток до трех дней). В воде же лучше себя не ограничивать и восполнять организм утраченными полезными веществами с помощью витаминизированных напитков. Не стоит проводить самостоятельное лечение диареи, поскольку по характеру испражнений трудно определить ее причину. А между тем, дело может быть в серьезной кишечной инфекции, требующей немедленной медицинской помощи.
Видео по теме

Совет 3: Как усилить перистальтику кишечника

Налаженная работа кишечника – это не только залог хорошего самочувствия, но и здоровья всего организма. Нормальная перистальтика зависит от многих факторов: правильного питания, регулярного очищения, отсутствия вредных привычек. Но если возникают проблемы с кишечником, следует провести ряд мероприятий для нормализации его деятельности.
Вам понадобится
  • - курага, чернослив, трава сены, настойка прополиса (20%), мед;
  • - шиповник, свекла, апельсиновые корки, лимон, черная смородина, брусника, черника, клюква, изюм, чернослив, курага, растительное масло, соль, мед.
Инструкция
1
Тщательно следите за собственным ежедневным рационом. Кишечник очень страдает от токсинов, которые образуются от непереваренных остатков пищи. Сведите к минимуму, а еще лучше исключите из употребления жирные и жареные на масле блюда, консервы и копчености, сдобу, рафинированный сахар, алкоголь и газированные напитки. Ежедневно употребляйте крупы, орехи, отруби, геркулес, зелень, фрукты и овощи. Возьмите в привычку на ночь выпивать стакан кефира.
2
Хорошо пережевывайте пищу, в идеале до тех пор, пока она не приобретет жидкую консистенцию. Никогда не запивайте твердую пищу водой или другой жидкой пищей (компотами, соками или чаем). После обеда пить можно не раньше, чем через час. Правильнее пить перед приемом пищи, но не сразу после.
3
Пейте много воды. В течение дня суммарное количество употребляемой жидкости (вместе с супами и чаем) должна составлять не менее восьми стаканов.
4
Возьмите по 400 граммов кураги и чернослива, предварительно избавив его от косточек. Измельчите все при помощи мясорубки и добавьте в смесь пачку сены, 2 столовых ложки настойки прополиса (20%), чуть меньше стакана (200 г) жидкого натурального меда. Все перемешайте и принимайте на ужин во время еды по одной или две чайных ложки, запивая чаем или теплой водой.
5
Сделайте свекольный бальзам. Вам понадобится: чайная ложка шиповника, 2 кг свеклы, немного апельсиновых корок, лимонная долька с цедрой, смесь ягод черной смородины, брусники, черники, клюквы (общий объем 5 столовых ложек), 1/4 стакана изюма, по 10 штук чернослива и кураги, 4 столовые ложки масла растительного нерафинированного, чайная ложка соли и столовая ложка свежего меда. Ягоды можно брать замороженные.
6
Раздробите шиповник, залейте его водой до утра. Утром вскипятите три литра чистой воды. Крупно натрите свеклу, положите в эмалированную емкость и залейте кипятком (2-мя литрами). В теплой воде замочите сухофрукты. Свеклу доведите до кипения и добавьте в нее сухофрукты, дольку лимона, апельсиновые корки и соль. Смесь варите 1 час, а затем добавьте в нее ягоды и масло. Пусть кипит еще 2-3 минуты. Снимите с огня, охладите до 40оС и укутайте чем-то теплым. После добавьте мед и настаивайте в теплом месте 10 часов. Храните бальзам в холодильнике и принимайте по чашке натощак, закусывая печеньем.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше