Физминутки в начальной школе должны длиться не менее 1,5-2 минут. Они проводятся на каждом уроке, в первом классе рекомендовано устраивать перерывы на 15 и 25 минутах урока, а в остальных классах - на 20 минуте, то есть примерно в середине урока.

Физминутки призваны дать отдых организму ребенка, заставить его принять участие в ином виде деятельности, отдохнуть от умственного и физического напряжения. Такие минутки отдыха нужно устраивать, обязательно ориентируясь при этом на основной вид деятельности на уроке. Так, на математике можно в качестве отдыха дать ребятам разобрать веселую логическую задачу, на окружающем мире провести ролевую игру, изображая разных животных, а на русском языке устроить пальчиковую гимнастику. Существуют различные виды физминуток: оздоровительные, спортивные, двигательно-речевые, когнитивные и креативные.


Оздоровительные физминутки



Это могут быть танцевальные упражнения, когда детям на пару минут включается веселая музыка и они выполняют под нее произвольные движения. Основная задача таких импровизированных танцев - дать отдых телу ребенка от обязанности поддерживать лишь одно сидячее положение.

Ритмическая физминутка призвана не только сбросить напряжение, но и научить ребенка отработанным, четким движениям. Во время нее можно шагать, хлопать в ладоши под музыку, выбивать на парте ритм. Зачастую они выполняются под счет учителя и учеников.

Гимнастика для глаз - это еще один вид оздоровительных процедур, причем, крайне полезных, ведь именно зрение школьника напрягается больше всего при выполнении заданий. Во время этих упражнений ученикам можно смотреть на приятный зеленый цвет вокруг - растения или специальную схему для зрения на стене. Можно попросить учеников дорисовать к кругу на доске воображаемые лепестки, обвести его или схему глазами вправо и влево, зажмуриться и поморгать, закрыть глаза на минутку.

Пальчиковая гимнастика в младшей школе тоже очень важна. Руки и пальцы ребенка к младшим классам еще не развились до конца, школьнику бывает неудобно держать ручку и карандаши, тогда такая гимнастика позволит ему развивать мелкую моторику руки. Во время гимнастики разминаются пальцы, массируются активные точки на ладонях. Можно попросить учеников начертить в воздухе цифры или буквы, какие-то фигуры, растереть пальчики, сыграть на воображаемом пианино, что-то написать другой рукой.

Физкультурно-спортивные физминутки



В этой категории применяются обычные физкультурные упражнения, которые призваны воздействовать на определенные группы мышц: наклоны, приседания, взмахи, прыжки. Обычно спортивные упражнения выполняются под счет учителя, зачастую для детей они имеют сопровождение в виде стихов.

Подвижные игры также очень популярны среди детей. Однако нужно следить, чтобы ученики не ударились, чтобы всем хватило места. Обычно такие игры проводятся на переменах между уроками, с целью занять всех детей и следить за их поведением. Но их проведение возможно и в классе во время коротких физминуток. Особенно популярны игры с мягким мячом: учитель кидает мяч ученику, задает вопрос. Когда тот отвечает, он кидает мяч еще одному школьнику, задавая уже новый вопрос. По такому принципу можно проводить игры на закрепление пройденного материала, на координацию и внимание.

Двигательно-речевые упражнения включают в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику. Здесь ученики делают длительные вдохи и выдохи, произносят отдельные буквы, находят им пары, слушают различные звуки природы или жизнедеятельности человека и узнают их, заставляют работать язык и губы, подражают различным животным, инсценируют небольшие стихи.

Когнитивные физминутки



Обычно такие упражнения включают в себя действия ребенка в ответ на задания учителя. К примеру, нужно решить простейшие математические действия, а после получения ответа выполнить физическое упражнение - приседание, наклоны тела или головы. К такому виду разминки относятся и вопросы учителя о правилах дорожного движения: если детям показывается красный свет, все стоят, а если зеленый - дети должны показать, что они переходят дорогу.

Развивающие игры включают воображение ребенка, затрагивают его любопытство, внимание, направлены на выявление различий двух предметов или картинок, сравнение, выделения непохожих частей целого.

Психогимнастика - это работа над мимикой ребенка, его представлениями об эмоциях. Во время этих упражнений дети лучше узнают, как показывать различные эмоциональные состояния, что они значат. Здесь же применяется полезное упражнение на зевоту - оно расслабляет лицевые мышцы ребенка, голосовые связки.

Креативные физминутки



Этот вид разминки направлен на развитие логического мышления учеников, их воображения, внимания, памяти и умения находить решение даже в нестандартной ситуации. В это время можно провести викторины, дать ребятам разгадать шарады, кроссворды, ребусы, загадки.

В этой категории физминуток ученики могут выполнять необычные движения, разыгрывать сценки. К примеру, их можно попросить показать, как идет человек в гору, как передвигается он на болоте или неровной дороге, как чувствует себя матрос корабля в шторм. Дети могут изображать и более привычные действия, например, как они помогают маме в уборке, как моют посуду. Проводятся такие игры под музыку или со стихотворным сопровождением.

Пантомимическая гимнастика призвана научить детей подражать животным, узнать, как каждое из них ведет себя в природе: как моет лапы кошка, крадется лиса, ходит петух, сидит на ветке сова.

Если каждый день проводить разные физминутки, менять и в зависимости от урока, придумывать новые упражнения, то интерес детей к ним не иссякнет, они будут с удовольствием заниматься и с пользой отдыхать от уроков, не теряя здоровье и интерес к учебе.