Совет 1: Что входит в состав потребительской корзины

Термин «потребительская корзина» регулярно звучит с экранов телевизоров во время трансляции новостей, мелькает на страницах прессы и т.д. Общество примерно понимает, о чем идет речь. Но если копнуть поглубже, то далеко не все знают, что же именно скрывается под понятием «потребительская корзина» и как она формируется.
Под «потребительской корзиной» понимают определенный набор товаров и услуг, которые объективно требуются для удовлетворения первоочередных потребностей человека. То есть это то, без чего каждому человеку жить практически невозможно.

Принципы формирования потребительской корзины

Состав потребительской корзины определен научным и эмпирическим способами. За основу были взяты масштабные исследования, опираясь на которые смогли определить первоочередные предметы, необходимые каждому современному человеку для выживания.

Минимальный состав потребительской корзины призван удовлетворять нижнюю планку потребностей человека в еде, одежде и т.д. В состав потребительской корзины включены еда, одежда, обувь, предметы обихода, услуги.

Потребительская корзина чувствительна к инфляции. В связи с изменениями ценовой политики и общего развития экономики меняется и состав, и количественные показатели корзины. Так, например, под понятие потребительской корзины сегодня попадают метраж квартиры, количество гигокалорий центрального отопления в год, количество воды в стуки, кубометры газа, электроэнергия, расходы на транспорт, непродовольственные товары, продукты питания, затраты на досуг и т.д.

Половину потребительской корзины занимают продукты питания. Вторая крупная группа – непродовольственные товары, к которым относятся одежда, обувь и т.д. Коммунальные расходы находятся на 3-м месте при формировании потребкорзины.

Сегодня корзину больше приблизили к современным реалиям, подкорректировав ряд параметров. Так, продукты питания соотнесли с нормами здорового питания, а непродовольственную часть привели к более реальным значениям.

Расчет потребительской корзины включает в себя расчеты по минимальному набору продуктов питания, набору непродовольственных товаров, набору услуг. Вся корзина должна удовлетворять потребности основных социальных групп населения в пище, не забывая про малоимущие семьи, учитывает выбор продуктов, которые должны организовать здоровое питание при минимальных затратах. То же самое касается и формирования оставшихся 2 частей корзины.

Проблемы корзины

Сегодня зачастую политики принимают потребительскую корзину как догму и на нее ориентируются при формировании бюджета, считая, что среднестатистический человек должен укладываться в отведенные ему нормы. По факту же количество продуктов и прочих пунктов в потребкорзине вызывает усмешку у обывателей. Политологи же утверждают, что брать расчеты по корзине за стандарт ни в коем случае нельзя, т.к. это всего лишь отправная точка для расчетов полноценного рациона человека.

Власти прийти к консенсусу не могут, т.к. между собой сложно договориться сразу трем ведомствам – Минфину, Минэкономразвития и Минздраву. У каждого из глав этих министерств есть свои расчеты по корзине, а с доводами оппонентов они не согласны.

Совет 2: Как измерить инфляцию

Инфляция – удорожание жизни. Она определяет, сколько вы можете приобрести товаров одного наименования в различные периоды за одинаковую сумму денег. Как и всякая статистическая величина, инфляция имеет числовое значение. Обычно, для ее определения используются индексы цен. В зависимости от того, какие товары учитываются в расчетах, инфляция может иметь разные значения.
Инструкция
1
На практике чаще всего для измерения инфляции используется так называемая «потребительская корзина». Ее содержание закреплено законодательно. В нее входят те товары, которые могут удовлетворить основные потребности человека – самые необходимые продукты питания, непродовольственные товары – одежда, обувь, а также некоторые услуги. Состав потребительской корзины непостоянен и меняется в зависимости от состояния экономики. Для расчета текущей инфляции воспользуйтесь фиксированным списком, утвержденным на этот год Росгосстатом.
2
Чтобы измерить инфляцию, узнайте стоимость продовольственной корзины в начале того периода, за который вы хотите узнать эту величину. Обычно, интерес представляет инфляция с начала года. Рассчитывая индексы цен, которые являются показателем инфляции, учтите, что если такой индекс равен 1, то это означает, что цены за период, прошедший с начала года, не выросли. Если индекс инфляции больше 1, например, равен 1,2, то это значит, что цены выросли на 20%. Если он меньше 1, это уже означает дифляцию – увеличение покупательной способности денег.
3
Чтобы определить индекс инфляции с начала текущего года, возьмите стоимость продовольственной корзины на начало года и определите отношение ее к стоимости на сегодняшний день. Формула расчета будет выглядеть так:
I = (Pi / Pо) * 100%, где
I - индекс инфляции,
Pi - стоимость потребительской корзины на сегодняшний день,
Po – стоимость потребительской корзины на начало года.
4
Инфляция имеет свои термины, определяющие ее уровень. Так, если она не превышает 10%, ее называют умеренной. При такой инфляции кратковременные сделки заключаются в номинальных ценах. Галопирующей называют инфляцию, которая достигает 100% в год. В этом случае для расчетов используют устойчивую валюту или определяют стоимость сделок при помощи ожидаемого индекса инфляции. Если ее значение превышает 100%, то она считается гиперинфляцией. Это опасный процесс, который способен разрушить экономику, производство и вызвать гибель банковской системы государства.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше