Самооценка подростков отличается ситуативностью, неустойчивостью, подверженностью внешним воздействиям. Последний пункт чаще относят к раннему подростковому возрасту, позже он сменяется устойчивостью и многосторонностью охвата сфер жизнедеятельности.

Большинство подростков обладает адекватной самооценкой. Давая себе более низкую оценку в важных сферах деятельности, они показывают формирование реалистичной картины жизни.


Гендерные особенности самооценки



Ряд проведенных исследований указал на отсутствие зависимости способности давать адекватную оценку своей деятельности от пола подростка. Способность адекватно оценивать окружающих у девочек выше, данный факт объясняется их интересом к окружающим. Но перенос знаний о других людях на свое Я выше у мальчиков.

Основными чертами, которые оценивают юноши, являются волевые, интеллектуальные и коммуникативные качества. Парни ищут ответы на вопросы: «Каковы они в глазах людей», «Насколько близок он к своему идеалу», «Насколько велики отличия его личности от окружающих».

В раннем подростковом возрасте самооценка девушек на порядок ниже, чем у юношей. Такой разрыв связан с большим вниманием девочек к вопросу собственной внешности. Основным критерием выступает привлекательность тела, а не его эффективность.

Влияние самооценки на поведение



Подростки с адекватной самооценкой обладают более высоким уровнем успеваемости без резких скачков, высоким личным и общественным статусом. Большое поле интересов таких подростков направлено на всевозможные виды деятельности, а межличностные контакты целесообразны и умерены.

Завышенная самооценка делает подростка ограниченным в вопросах деятельности. Все чаще акцент делается на общении, которое отличается малосодержательностью.

Крайняя завышенная или заниженная самооценка характеризуется повышенной тревожностью, неумением находить решение в трудных ситуациях, эгоцентризмом.

Семья – основа самооценки



Самооценка подростков стремится к эмансипации и отделению от мнения окружающих. Однако нахождение в социуме не позволяет этого сделать, наиболее значимыми являются суждения и поддержка родителей и сверстников. Родительское мнение воспринимают исключительно как некоторую возможную точку зрения на «себя». Это не значит, что подросток отчуждается от семьи. Общая самооценка во многом зависит от принятия родителями устремлений подростка, в то время как оценка, связанная с учителями, значима лишь при самооценке способностей.

Негативное и жесткое отношение родителей заставляет подростков фокусироваться на неудачах, избегать участия в различных соревнованиях, провоцируют агрессию, грубость и тревожность. От признания родителями зависит не только самоопределение в коллективе, но и учебные успехи.