Из-за одиночества, больной психики и бремени прожитых лет клиенты часто несут на себе огромный груз отрицательных эмоций. Свои переживания они перекладывают на социального работника. А тот, пытаясь проникнуться проблемами своего клиента, переполняется чувством сострадания. Это выводит его из равновесия и благополучия и может привести к появлению у социального работника чувства вины.

Не всегда социальный работник может сразу дать исчерпывающий ответ на вопрос клиента. Это может привести к непониманию и агрессии со стороны человека, который обратился с проблемой. Сам же работник будет считать причиной неустановленного контакта свою некомпетентность. Разовая неудача может наложить на работу тяжёлый отпечаток, что станет поводом для сомнения социального работника в своей профессиональной пригодности. Однако, причиной такого не комфортного состояния будет являться невозможность работником себя оценить.


Некоторые социальные работники обвиняют себя за своё благополучие по сравнению с жизнью клиентов. Зачастую такое состояние происходит из-за давления клиентом на жалость. Но не стоит забывать, что человек сам является хозяином своего состояния. Самоедство не помогает ни самому социальному работнику, ни его клиенту.

Существует несколько способов решения данной профессиональной проблемы. Во-первых, не нужно бояться обратиться за помощью к местному психологу или супервизору. Как бы ни был хорош и опытен социальный работник, он не всегда может самостоятельно справиться с чувством беспомощности и пониженной самооценкой.

Во-вторых, необходимо отказаться от негативных установок. Если человек думает о плохом, то скорее всего это с ним и случится. Если же ваши мысли будут позитивными, то и клиенты, приходящие к вам, это почувствуют.

В-третьих, необходимо избавиться от чувства жалости. Каждый в этом мире добивается того, на что он способен. Между вашим благополучием и беда другого человека не может быть никаких связей. Работникам сферы "человек-человек" нужно запомнить это правило как одно из основополагающих.

В-четвёртых, не стоит стремиться к образу, который придумывают вам ваши клиенты. Не забывайте о том, что вы не волшебник. Результаты социальной работы либо вообще не видны, либо далеко отсрочены во времени.

И, наконец, любите себя таким какой вы есть. Не забывайте о своей уникальности, о том, что вы занимаетесь благородным делом, помогая другим людям разрешить их проблемы.