Совет 1: Как сократить работника

На работодателя ложится очень большая ответственность, когда он принимает человека на работу, он должен обладать определенными навыками. Это необходимо для того, чтобы все действия были законными, и не возникало конфликтных ситуаций. В противном случае, сотрудника придется сократить.
Как сократить работника
Инструкция
1
Для того чтобы правильно сократить работника, нужно владеть определенной информацией:
Выбрать работников, которые подлежат увольнению.
2
Нужно уведомить профсоюз, если такой имеется в организации, за два месяца.
3
Нельзя сокращать человека в том случае, когда работник находится в отпуске, либо в период временной нетрудоспособности.
4
При увольнении следует учесть то, что не следует увольнять тех работников, которые имеют нетрудоспособных членов семьи, так же и тех работников, в семье которых больше никто не работает и этот заработок является единственным.
5
При увольнении в приоритете должны быть работники, которые получили трудовое увечье в рабочее время
6
Согласно трудовому кодексу, работник должен за два месяца знать о предстоящем увольнении, у работодателя должна быть посменная расписка в том, что он уведомил сотрудника. Так же в организации должен быть выпущен приказ, с которым так же нужно ознакомить сотрудника. Бывают и такие случаи, когда работник отказывается подписываться в том, что он ознакомлен с приказом. В таких случаях нужно составить специальный акт.
7
Когда сотрудника увольняют по причине сокращения, ему должно быть выплачено выходное пособие, соизмеримое с размером среднемесячного заработка.
8
После того, как сотрудника уволили, он получает заработную плату еще два месяца, а в некоторых случаях три.
9
В последний день работы сотруднику выдается трудовая книжка и выплачивается заработная плата.
10
В случае если работник считает, что его уволили, не соблюдая законодательство, то он может обратиться в инспекцию по труду, либо в суд.
11
Если возникает необходимость сократить работника, то нужно соблюдать требования Трудового кодекса, иначе на работодателя могут быть наложены административные штрафы.
Видео по теме

Совет 2 : Как защитить себя от сокращения

Трудовой кодекс защищает всех граждан от несанкционированных действий со стороны работодателей. Чтобы не попасть в ряды несправедливо уволенных, обязательно изучите статьи закона, которые позволят отстоять свои права.
Как защитить себя от сокращения
Инструкция
1
Выясните, не принадлежите ли вы к категориям, которые полностью защищены от сокращения. Это беременные женщины, и те, которые воспитывают ребенка до трех лет. А также одинокие матери или опекуны сирот, до достижения детьми четырнадцатилетнего возраста. Этих граждан уволить принудительно предприятие не имеет права. Они будут сокращены только в случае ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
2
Узнайте, не имеете ли вы преимущественное право сохранения работы при сокращение числа сотрудников. Оно предоставляется следующим лицам:

- работникам, имеющим в семье двух или более иждивенцев или нетрудоспособных родственников, которые находятся на полном содержании;

- лицам, в семье которых нет другого самостоятельного заработка;

- сотрудникам, получившим в период работы у настоящего нанимателя профессиональное заболевание или трудовое увечье;

- инвалидам Великой Отечественной войны и других боевых действий;

- работникам, которые повышают квалификацию по направлению руководителя без отрыва от производства.
Согласно ст.179 Трудового кодекса РФ эти категории граждан при равной квалификации и производительности труда имеют преимущество.
3
Если ваши права были нарушены, обратитесь с заявлением в комиссию по трудовым спорам. Этот отдел существует в большинстве крупных организаций. С его помощью можно попробовать урегулировать конфликт с работодателем мирным путем, подписав дополнительное соглашение о выплате компенсации или переведясь на другую должность.
4
В государственную инспекцию труда стоит обратиться в том случае, если комиссия по трудовым спорам не была организована. Телефон горячей линии в Москве: +7(495)343-96-61, по будням с 9-30 до 18-00. В выходные и праздничные дни с 10-00 до 18-00 звоните по мобильному номеру: +7(916)085-81-03. Сотрудники подразделения обязательно проконсультируют вас по всем интересующим вопросам и расскажут, как бороться с произволом работодателя. Если ваши действия не привели к нужному результату, напишите заявление на проверку действий работодателя и соответствие их трудовому законодательству. Если будут выявлены нарушения, государственный орган примет меры по восстановлению работника в трудовых правах.
5
Напишите заявление в суд, если все вышеперечисленное оказалось напрасным. Именно там большинство несправедливо уволенных работников с успехом отстаивают свои права.

Совет 3 : Что делать, если вас хотят уволить

Увольнение представляет собой освобождение от занимаемой должности на основании собственноручно написанного заявления или по причинам, указанным в трудовом законодательстве РФ. Процесс этот неприятный и требует тщательной подготовки. Чтобы обезопасить себя от незаконного увольнения, нужно знать о своих правах.
Что делать, если вас хотят уволить
Если начальник вызывает в кабинет и начинает просить или заставлять написать заявление «по собственному желанию», не поддавайтесь давлению. Если не можете отказать сразу, скажите, что вам надо подумать «до завтра», придумайте любую причину - ваша задача оттянуть время. Подготовьтесь морально к разговору и подберите доводы, веские аргументы, чтобы отстоять свою должность. Посоветуйтесь с другими работниками по поводу аналогичных ситуаций, обратитесь к профессиональному юристу за помощью.

Не редки случаи, когда руководитель собирает трудовой коллектив в полном составе и требует, чтобы все сотрудники уволились по собственному желанию. Обратитесь в инспекцию по защите трудовых споров, подробно изложите обстоятельства и попросите разъяснить порядок действий в этой ситуации.

Бывает и так, что вместо увольнения сокращают количество работы и просто уменьшают зарплату. Скорее всего, это просто подготовка к вашему будущему увольнению. Обратитесь к своим коллегам с просьбой о создании инициативной группы, привлеките подобным способом внимание к проблеме, обратитесь в профсоюзную организацию. Попробуйте создать акцию протеста.

Узнав о грядущем увольнении, можете не ждать положенные два месяца по закону, а прекратить трудовые отношения сразу. Пишите заявление с формулировкой — «не возражаю против расторжения трудового договора до истечения срока предупреждения», а не «прошу меня уволить». Если вас увольняют в связи с сокращением штата, смело просите денежную компенсацию за то время, что отработано и неиспользованные отпуска.

Начальство может уволить вас по статье. Постарайтесь не давать для этого повода, не нарушайте трудовую дисциплину, следите за пунктуальностью, забудьте про «уважительные» причины, чтобы посидеть дома. Чтобы уволить за конкретное нарушение трудовой дисциплины, нужно соблюсти определенный порядок. Сначала сотрудник пишет объяснительную, затем выносится распоряжение или приказ начальства об увольнении, где работник должен поставить подпись. После этого производится расчет и выдача трудовой книжки. Если порядок не соблюден, работник имеет право обратиться в суд.

Если вы ждете ребенка (или у вас уже есть дети до 3 лет; или 14 лет, но вы не замужем), уволить вас практически невозможно. Исключением является ликвидация организации либо виновные действия (хищение или другие действия, влекущие утрату доверия). И работодатель обязан предложить вам другую имеющуюся вакансию, если истекает период действия срочного договора (ст. 261 ТК РФ). Вы должны знать о своих правах и уметь их отстаивать.

После увольнения следует зарегистрироваться в службе занятости населения. На это отводится 14 дней. Вас должны трудоустроить, если этого не произошло, средний заработок сохранится за вами еще в течение 30 дней (ст. 178 ТК РФ).

Можете обратиться в судебную инстанцию, здесь важно соблюсти сроки. По закону на это отводится три месяца с той даты, когда вы узнали о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении или же со дня получения трудовой книжки. Установленные сроки могут быть пропущены по уважительным причинам, тогда их восстанавливает суд.
Как понять, что вас хотят уволить
Связанная статья
Как понять, что вас хотят уволить

Совет 4 : Как не попасть под сокращение штата

Конечно, незаменимых людей в бизнесе не бывает. И фирма может обойтись без любого специалиста, хотя бы временно. Именно поэтому в период кризиса руководство пытается снизить издержки, проводя глобальные сокращения. Но можно попробовать стать ценным сотрудником, и тогда беда вас не коснется. Ведь к ценным сотрудникам отношение особое.
Как не попасть под сокращение штата
Инструкция
1
Умейте подать себя. Иногда одного трудолюбия и отличных результатов недостаточно, просто потому что руководство и не подозревает, кто тащит на себе отдел из месяца в месяц. Не стесняйтесь демонстрировать свои достижения и успехи. Ведь это действительно ваши успехи и достижения.
2
Демонстрируйте руководству оптимизм и уверенность в будущем компании. Все любят видеть вокруг довольные и счастливые лица. И ваш начальник – не исключение. Если встанет выбор между вечно ворчащим и недовольным брюзгой и бодрым, активным, готовым к подвигом оптимистом, руководство предпочтет последнего. Конечно, при равных профессиональных качествах.
3
Станьте надежным помощником начальника. Имеется в виду «самый-самый начальник». Для этого вам нужно постоянно находиться с ним в контакте, испытывать настоящую симпатию к руководителю и быть хорошим психологом. Обратите внимание, что разговор идет именно о том, чтобы в нужную минуту «большой босс» всегда искал вас глазами, и не важно, умеете ли вы ремонтировать его I-Phone или у вас всегда есть чистая бумага для заметок.
4
Станьте «лицом» компании. Постарайтесь постепенно переводить на себя все представительские функции. Со временем именно вы станете олицетворять фирму для деловых партнеров. Смена такого сотрудника может быть очень затруднительной для руководства. Но учтите, что этот вариант требует большого напряжения и умения никогда не уставать. Гораздо легче следующий вариант.
5
Замкните на себе большую часть рабочих контактов. Создайте базу данных по основным контрагентам и максимально затрудните к ней доступ остальным сотрудникам. Постройте особые отношения с поставщиками или покупателями, основанные на личных отношениях. Но не забывайте: руководство должно знать об этих отношениях и понимать, что в случае вашего ухода фирма потеряет слишком многое.
6
Не стесняйтесь брать на себя дополнительные обязанности. Если вы всерьез опасаетесь сокращения, форма работы «от звонка и до звонка» - не для вас. Ваша задача работать сверхурочно, не требуя повысить зарплату, безропотно выходить на рабочее место в выходные. Это самый простой вариант. Но готовы ли вы к таким жертвам?
Видео по теме
Полезный совет
Чтобы понять, являетесь ли вы ценным сотрудником, ответьте всего на пять вопросов:

- Вызовет ли ваш уход сбой в работе вашего отдела?
- Трудно ли найти специалиста вам на замену?
- Нужно ли новому сотруднику сложное предварительное обучение перед введением в должность?
- Обладаете ли вы информацией, передача которой третьим лицам способна нанести компании ущерб?
- Есть ли у вас личные связи с теми, кто важен для деятельности компании?

Если большинство ответов «да», сокращение вам практически не грозит.

Совет 5 : Что делать, если вас увольняют

От увольнения не застрахован ни один сотрудник, даже опытный, добросовестный и умелый. Это может случиться по ряду причин. Так или иначе, вы должны знать свои права и использовать их, если руководитель пренебрегает законодательством.
Что делать, если вас увольняют

Самый простой вариант - если вы и сами уже призадумывались, не поменять ли надоевшую работу. В этом случае напишите заявлении об увольнении по собственному желанию, спокойно доработайте положенные две недели, не конфликтуя ни с руководством, ни с бывшими (теперь уже) сослуживцами, и получите на руки трудовую книжку.

Более сложная ситуация: начальник предложил вам уволиться по собственному желанию, а вы вовсе не хотите расставаться с этой работой. Вот тут вам необходимо действовать с учетом всех обстоятельств. Прежде всего, постарайтесь четко понять, по какой причине руководитель решил, что организация больше не нуждается в ваших услугах. Может быть, фирма сейчас переживает нелегкие времена, идет сокращение штатов, и вы далеко не единственный кандидат? Тогда логика руководителя понятна: если человека увольняют с формулировкой по сокращению штатов, то ему должны выплатить пособие, предусмотренное законом, а если по собственному желанию, то не должны. Вежливо, но твердо откажитесь.

Помните, что с этой минуты вы должны вести себя предельно осторожно, чтобы не дать повода к увольнению за нарушение трудовой дисциплины. Не опаздывайте на службу и не уходите с нее раньше окончания рабочего дня. Если необходимо отпроситься, напишите заявления в двух экземплярах, поставьте дату, подпись и проследите, чтобы руководитель не только сделал пометку «Не возражаю», но и расписался. Второй экземпляр обязательно оставьте себе. Старайтесь добросовестно и в полном объеме исполнять свои служебные обязанности.

Если же, несмотря на это, все-таки вышел приказ о вашем увольнении с формулировкой «За однократное грубое нарушение трудовой дисциплины» или «За систематические нарушения трудовой дисциплины», не отчаивайтесь. По закону в течение месяца с момента приказа об увольнении вы имеете право подать исковое заявление в суд по месту регистрации ответчика (то есть вашей бывшей организации). Потребуйте восстановиться на прежней должности и взыскать компенсацию за вынужденный прогул. К исковому заявлению приложите копии всех необходимых документов: приказов о наложении взысканий, трудовой книжки и приказа о вашем увольнении. Если вы не искушены в юриспруденции, обязательно воспользуйтесь помощью квалифицированного адвоката, к тому же, специализирующегося именно на делах по трудовым спорам.

Видео по теме

Совет 6 : Как не попасть под сокращение

Перспектива сокращения штата всегда болезненна даже для ключевых сотрудников любой организации. Угроза лишиться рабочего места может нависнуть и над некогда незаменимым сотрудником. И чтобы не попасть под сокращение, необходимо при первых же предпосылках качественно пересмотреть свои рабочие привычки.
Как не попасть под сокращение

Как правило, информация о грядущем сокращении приходит в трудовой коллектив задолго до принятия официального решения руководства. Это могут быть сплетни и догадки особо пытливых сотрудников. Безусловно, реагировать на каждое подобное сообщение не нужно. Но если к этому есть хоть какие-то экономические предпосылки, то к пересудам следует прислушаться.

При сокращении штата руководитель опирается на закон, который четко регламентирует лиц, которым сокращение не грозит. К ним относятся беременные женщины, а также матери несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Также сокращение не грозит сотрудникам, находящимся на больничном.

Карьерные судьбы всех остальных находятся в руках руководителя и отдела кадров. Как правило, критерии, по которым принимается решение по сокращению, сводятся к производительности труда, образованию, уровню профессиональной компетенции, а также личным качествам.

Рабочая лошадка

В первую очередь под сокращения подпадают те, кто не приносит компании прямую финансовую прибыль, т.е. офисный персонал, функции которого легко можно перераспределить. В отличие от них рабочие специальности – водители, повара, строители, продавцы и т.д. зачастую сохраняют свои рабочие места.

При возникновении угрозы сокращения следует задуматься о том, чтобы стать специалистом, готовым переквалифицироваться или взять на себя дополнительную нагрузку. Например, профессиональная ценность юриста возрастает, если он проявит интерес к кадровому делу. Администратор гостиницы, готовый выполнять после работы функции водителя для руководства также будет выглядеть гораздо ценнее, чем работник, который по каждому удобному поводу прикрывается должностной инструкцией.

Чтобы не потерять рабочее место не следует отказываться от сверхурочной нагрузки. Следует продемонстрировать руководству готовность пожертвовать свободным временем и хобби ради общей корпоративной цели.

Никаких больничных

Ценный сотрудник – это здоровый сотрудник. Как бы цинично это не прозвучало, но работники, которые регулярно берут больничные, не в чести у придирчивых руководителей.

Нужно быть по-настоящему незаменимым специалистом, чтобы ежеквартально покидать рабочее место по болезни.

Поэтому лучше позаботиться о своем иммунитете: начать закаляться, пропить витаминный комплекс и заняться спортом. Ну а в случае заболевания, если это возможно, лучше вызваться выполнить объем работы на дому – руководство непременно оценит ответственность такого специалиста.

Удовольствие от работы

Даже самый непредвзятый на первый взгляд руководитель в конечном итоге оценивает рабочий коллектив со здоровой долей субъективизма. Ведь он тоже человек. Поэтому директору гораздо легче распрощаться с работником, который не доволен своим местом, чем с его коллегой, который благодарен компании за открывшиеся профессиональные просторы.

Практически в каждом коллективе есть специалисты, которые то и дело говорят о новых вакансиях, которые им предлагают, жалуются на низкую зарплату и некомфортные условия. Руководителю гораздо проще отказаться от такого сотрудника, чем от того, который любит свое рабочее место и свою работу. Эта здоровая корпоративная благодарность дорогого стоит.

Видео по теме

Совет 7 : Что делать, если вас хотят сократить

Сложная экономическая ситуация в стране в большинстве случаев отражается, прежде всего, на обычных гражданах. Они вынуждены сталкиваться не только с ростом цен во всех сферах, но и с возможным сокращением на работе. Однако увольнения даже в кризисных условиях можно избежать.
Сокращения в кризис можно избежать

Оцените свои реальные шансы остаться на рабочем месте. Нередко работодатели предпочитают сэкономить на тех сотрудниках, без которых можно обойтись хотя бы какое-то время. Под угрозой - маркетологи, PR-менеджеры, директоры по развитию, заместители специалистов, работники туристических и кадровых агентств.

Если вы давно работаете в данной компании, вы наверняка хорошо знаете слабые и сильные стороны своих коллег. Нередко бывает так, что в коллективе подобраны одинаково сильные сотрудники. В таком случае вам необходимо выделиться на их фоне определенным образом. Имейте в виду, что не стоит изображать повышенную активность или взывать к жалости руководства (например, рассказывая о кредитах, маленьких детях, необходимости лечения и т.д.). Такое поведение лишь принизит и уведет на второй план ваши профессиональные качества. Действовать необходимо несколько иначе.

Руководство компании должно отдавать вам предпочтение, исходя не из вашей личной ситуации, а благодаря вашей непосредственной работе. Возьмите на себя долгосрочный проект в рамках своей должности. Если проектный формат у вас не предусмотрен, тогда разработайте план действий для достижения определенных показателей. Это может  быть комплекс антикризисных мер, оптимизация рабочего процесса, пути привлечения новых клиентов, способы минимизации издержек. В данном случае может оказаться полезным даже не очень масштабный, но значимый для компании план. 

Будьте готовы к сокращению зарплаты. Заранее определите для себя минимум, при котором вы можете позволить себе оставаться на данном рабочем месте. Если для вас все же выгоднее урезать свои расходы, чем попасть под сокращение, подготовьтесь к подобной ситуации, чтобы она не выбила вас из колеи. Попытайтесь обговорить хотя бы приблизительные условия возвращения к прежним гонорарам, когда кризис закончится.

Если сокращение все же неизбежно, постарайтесь извлечь из него максимальную выгоду. Выясните, какие компенсации вам полагаются в данном случае. По закону вы имеете право на выходное пособие в размере вашей средней зарплаты за последний год, причем данная сумма выплачивается дополнительно в течение двух месяцев после увольнения. Если у вас остались неиспользованные отпуска, вы также можете рассчитывать на их оплату. Именно поэтому вы должны  пройти официальную процедуру сокращения, а не писать заявление по собственному желанию, поскольку в последнем случае вам не полагается никаких выплат.

Работодатель не имеет права сократить беременных женщин, матерей-одиночек (ребенок до 14 лет) и молодых мам с детьми до 3 лет на иждивении. Однако на практике дело может обстоять иначе. Ваш начальник может вынудить вас уйти, написав заявление по собственному желанию. В данном случае у вас два пути: отстаивать свои права, обратившись к адвокатам или в трудовую инспекцию, либо попытаться договориться с руководством в обход подобных процедур и получить определенную компенсацию. 

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500