Инструкция
1
Самые первые доказательства существования Бога как Абсолюта, то есть носителя всех качеств в превосходной степени, восходят к древнегреческому философу Анаксагору. Он полагал, что сложный и многообразный космос (универсум, как скажут позднее) упорядочен благодаря тому, что его создал и управляет им всевышний ум («Нус»). Позднее развитие теории Абсолюта появится у Аристотеля, считавшего, что каждая материальная вещь имеет свою причину, та – свою причину и так далее – до Бога, который имеет первопричину в себе самом.
2
В XI веке Ансельм Кентерберийский предлагал свой онтологический аргумент в пользу бытия Бога. Он утверждал, что Бог есть Абсолют, обладающий всеми атрибутами (качествами) в превосходной степени. Так как существование является первым атрибутом любой субстанции (что предложил еще Аристотель в своей категориальной структуре), то Бог с необходимостью обладает бытием. Однако Ансельма критиковали за то, что не всякая вещь, которую может помыслить человек, существует в реальности.
3
Аристотелевские идеи, равно как и его логическая структура были близки по духу средневековым схоластам. «Божественный доктор» Фома Аквинский сформулировал в «Сумме теологии» пять классических доказательств бытия Бога. Первое: каждая вещь имеет причину движения вне себя, перводвижителем, который сам не движется, является Бог. Второе: каждая вещь имеет сущностную причину вне себя, кроме Бога, который есть первая сущность, а значит и причина всего в мире. Третье: все существующие вещи берут свое начало от высшей сущности, которая обладает абсолютным бытием – она и есть Бог. Четвертое: земные вещи характеризуются различной степенью совершенства и все они восходят к абсолютно совершенному Богу. Пятое: все сущности в мире связаны целеполаганием, эта цепочка начинается от Бога, который задает цель всему. Это так называемые апостериорные доказательства, то есть идущие от данного к умопостигаемому.
4
Иммануил Кант, которому приписывают создание знаменитого шестого доказательства бытия Бога, поднимает эту тему в своей «Критике практического разума». Идея Бога по Канту присуща каждому человеку. Наличие в душе категорического императива (представления о высшем моральном законе), побуждающего порой действовать вопреки практической пользе, свидетельствует в пользу существования Всевышнего.
5
Позднее Паскаль рассматривал вопрос о целесообразности веры в Бога с точки зрения теории игр. Можно не верить и вести себя аморально или же быть благонравным, пусть и испытывая некоторые тяготы праведной жизни. В конце человек, выбравший сторону Бога, или ничего не потеряет, или обретет рай. Неверующий же либо ничего не потеряет, либо попадет в ад. Очевидно, что вера принесет больше пользы в любом случае. Однако религиозные философы (в частности, Франк) поставили под сомнение «качество» такой веры и ее ценность для Бога.