Соотношение добра и зла нередко представляют в рамках гегелевского закона «единства и борьбы противоположностей». С этой точки зрения зло даже представляется необходимым элементом Бытия. Примечательно, что чаще всего эту точку зрения излагают люди, которые не сталкивались с настоящим злом – не пережили войну, не становились жертвой преступлений.

Принимая данную точку зрения, придется допустить, что зло – это некая самостоятельная сущность, равнозначная добру. На этом основывалась, например, альбигойская ересь: Бог (носитель добра) и Дьявол (носитель мирового зла) представлялись равными друг другу существами, причем Бог и добро связывались только с миром духовным, а Дьявол и зло – с материальным, в том числе и с человеческим телом. Но это именно ересь – учение, отвергнутое церковью, и не без оснований.


Сущность зла



Человеку кажется, что все в мире – любой предмет, любое явление – должно иметь самостоятельную сущность. Отчасти это связано с человеческим мышлением, оперирующим понятиями-обобщениями, вскрывающими сущность предметов и явлений. Ошибочность такого представления можно доказать даже на примере физических явлений.

Вот пара противоположностей – тепло и холод. Тепло – это движение молекул, а холод – менее интенсивное их движение. Теоретически возможен даже такой холод, при котором движения молекул не будет вообще (абсолютный нуль). Иными словами, чтобы дать определение холоду, приходится использовать определение тепла, холод – это малое количество тепла или его отсутствие, самостоятельной сущности у него нет.

Так же обстоит дело со светом и тьмой. Свет – это излучение, поток частиц. Есть тела, которые излучают свет – звезды, спирали в электрических лампах накаливания – но нет ни одного тела во Вселенной, которое излучало бы тьму. Даже черные дыры этого не делают, они просто не излучают свет. Тьма тоже не имеет собственной сущности, будучи отсутствием света.

В свете таких аналогий становится понятным соотношение добра и зла. Добро – это естественное состояние Мироздания, соответствующее Божественному замыслу, и в этом смысле добро сотворено Богом. Зло же представляет собой отсутствие этого состояния, его разрушение. Самостоятельной сущности у зла нет, поэтому его вообще невозможно сотворить. Вот человек совершил убийство – он ничего не создал, он разрушил жизнь. Вот женщина изменила мужу – она опять же ничего не создала, она разрушила свою семью… примеры можно множить до бесконечности, но суть ясна: сотворить зло не мог ни Бог, ни кто-то другой.

Зло и свобода воли



Такое понимание зла ставит вопрос о причинах подобных нарушений в Мироздании. В определенной степени это связано с самой сущностью Творения.

Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Он не создал «робота», которого можно запрограммировать – Он сотворил живое, мыслящее, развивающееся существо, самостоятельно принимающее решения. Такое же свободной волей обладают и другие разумные создания Бога – ангелы, и это позволяет и им, и людям следовать Воле Божьей.

Воля Божья организует Вселенную, и следование ей – поддержание порядка во Вселенной. Если снова обратиться к физике, можно вспомнить, что поддержание любой упорядоченной структуры требует энергии. Следование Воле Божьей тоже требует усилий, на которые согласны не все. Первым «несогласным» оказался один из ангелов – Сатана, который, таким образом, отпал от Бога и стал источником разрушения установленного Им мирового порядка.

Люди тоже регулярно отказываются прилагать усилия к «поддержанию мирового порядка» на своем микроуровне. «Выплеснуть эмоции» в крике и оскорбительных словах намного легче, чем задуматься о чувствах собеседника. Следовать сиюминутному плотскому желанию легче, чем всю жизнь заботиться о жене и детях. Украсть деньги легче, чем заработать… вот так и рождается зло. И не нужно возлагать на Бога ответственность за его сотворение – зло люди творят сами, отвергая Его волю.