Фразеологизм «незваный гость хуже татарина» в современном понимании означает неодобрение внезапного, незапланированного визита. То есть хозяину необходимо доставать все свои припасы, чтобы приготовить угощение, отложить запланированные дела и развлекать гостя.

Русский человек всегда отличался гостеприимством и радушием. И откуда же такая нелюбовь к гостям, и почему гостя сравнивают с татарином? Причем тут татары – вполне цивилизованная самобытная нация, на протяжении столетий живущая бок о бок с русскими. Более того, длительное сосуществование настолько сблизило народы, что существует гипотеза, согласно которой в каждом втором русском человеке течет татарская кровь.


Кто такие татары



Древняя Русь много пострадала от монголо-татарского ига, это известно каждому школьнику. На Руси все племена, совершавшие набеги на русские селения называли общим словом – татары. Набеги отличались неслыханной жестокостью, грабежами, насилием. Селения сжигались, жители, оставшиеся в живых, уводились в полон, то есть в плен.

То есть, после «татарина» не оставалось ничего, и вторая часть фразеологизма имеет свое разъяснение. Осталось выяснить, почему гость, пришедший во внеурочное время, причиняет беспокойств больше, чем грабительский набег монголо-татарского племени.

Кроме того, в русском языке на тему незваного гостя есть пословицы совершенно противоположного эмоционального окраса – «незваный гость легок, а званный тяжел», «рад, не рад, а говори: милости просим». В крайнем случае - «на незваного гостя не припасена и ложка» или «незваные гости гложут и кости».

Значение слова «гость»



Разбирая конкретный случай, есть необходимость обратиться к всем толкованиям слова «гость». По словарю Ожегова слово «гость» имеет несколько значений, одно из которых – купец. Здесь уместно вспомнить былину «Садко», где именно под названием «варяжский гость» подразумевается купец из Варяг. Отсюда же ведет начало понятие «Гостиный двор» - не гостиница, а склад для хранения оптовых партий товара.

В истории отражен такой факт, когда вещий Олег, под видом купца, то есть гостя, с варяжской дружиной проник в Киев, убил правящих на то время Варяжских князей Аскольда и Дира, сел на правление. Несмотря на то что поход Олега на Киев стал началом развития Древнерусского государства, причем, Киев был захвачен без боя, Олег разрушил все христианские святыни.

Возможно, под незваным гостем и подразумевается этот незапланированный визит. Возможно, но немного не совпадает по хронологии, что не позволяет делать эту версию единственно верной.

Во всяком случае к современным жителям республики Татарстан и крымским татарам эта пословица не имеет ни малейшего отношения, они сами в свое время не мало пострадали от набегов диких племен.