Ребенок – одно из самых беззащитных существ на планете, до определенного возраста он полностью зависит от родителей. Даже не умея объяснить причины беспокойства, он находит понимание у матери, которая интуитивно и на уровне материнских инстинктов чувствует, что нужно ребенку. Ребенок, в свою очередь, еще в утробе чувствует эмоциональный настрой матери, и после рождения эта связь сохраняется еще какое-то время.

До года родители являются единственным источником формирования мировоззрения ребенка. Постепенно расширяя круг общения, он начинает отдаляться от родителей. У него уже могут появляться собственные мысли, не связанные с личностью родителей. Начало посещения детского дошкольного учреждения знаменует интегрирование малыша в социум – у него появляются новые друзья, привязанности и антипатии, и родителям уже не всегда удается быть в курсе всех переживаний ребенка.


Возрастные кризисы



В жизни каждого человека существуют периоды кризисных перемен, связанных с ростом организма, формированием физики. Психологи отмечают пять кризисных моментов в жизни ребенка. Первый кризис ребенок переживает в момент рождения. Второй кризис начинается с первого шага младенца, когда он учится свободно передвигаться по дому. Третий кризис связан с осознанием ребенком себя как личности – он перестает называть себя по имени и начинает изучать свое «Я». Четвертый кризисный момент наступает в 6-7 лет и имеет прямое отношение к началу обучения в школе. Последний и самый сложный – кризис подросткового возраста, он напрямую связан с резкими гормональными изменениями в организме.

От поведения родителей в кризисные периоды жизни ребенка зависит не только его психологическое здоровье, но и уровень взаимопонимания.

Дружба родителей и детей – возможно ли это?



Тем не менее, родителям придется смириться, что у ребенка появляется своя жизнь, степень доступности в которую регулируется им самим. Никогда не надо забывать, что ребенок – это не собственность родителей, а самостоятельная личность, имеющая сходную структуру ДНК, общую группу крови, похожие черты лица, но, тем не менее, имеющая право на собственное мировоззрение и поступки.

Взрослый не может требовать от ребенка полного подчинения только лишь на основании того, что тот зависим от него материально. Но как более опытный человек, родитель может посоветовать, подсказать, посочувствовать в конце концов. Взаимопонимания нет в той семье, где не уважаются личные права и свободы ребенка.

Собственно, поступки и мировоззрение и являются результатом воспитания ребенка в семье, так что если родителей что-либо не устраивает в его поведении – следует искать причины в семье и в самих себе.