Первые собаки в космосе

Когда великий конструктор Королев создавал первую советскую ракету, он планировал на ней выпустить живое существо, чтобы выяснить, как оно поведет себя в космосе и внутри ракеты. Для этих целей Королев выбрал собак, так как они хорошо поддавались дрессировке и являлись неприхотливыми животными. Самые первые кандидаты набирались на улице и в подворотнях. Вес собаки составлял не более 6 кг, а рост — не менее 35 см. Полет осуществлялся с помощью ракет Р-1В и Р-1Б на высоту до 100 км. Животных закрывали в герметичной кабине на лотках и привязывали ремнями. Ракета, поднявшись на необходимую высоту, падала обратно, а кабина с собаками спускалась на парашюте.

22 июля 1951 году на баллистической ракете состоялся полет с двумя собаками на борту — Дезиком и Цыганом. Контейнер с ними благополучно приземлился после полета. У собак не обнаружили никаких физиологических отклонений и изменений. Они хорошо перенесли невесомость и перегрузки. Только Цыган поцарапал свой живот. Он больше не участвовал в полетах. Через неделю в верхние слои атмосферы отправили ракету с Дезиком и Лисой на борту. Но у кабины не раскрылся парашют и животные разбились. После этого случая Королев принял решение разрабатывать систему аварийного катапультирования собак из ракеты при аварийных ситуациях. 15 августа свой первый полет совершили собаки Чижик и Мишка. Запуск был удачным. Через 4 дня благополучно совершили полет Смелый и Рыжик. 28 августа во второй полет отправились Мишка и Чижик. В тот раз был применен автоматический регулятор давления, который стравливал избыток газовой смеси за пределы ракеты. Однако регулятор из-за сильных вибраций дал сбой. Собаки умерли от удушья. 3 сентября для полета в ракету посадили подготовленного Рожка и неподготовленную бродячую собаку. Полет был удачным.

Следующий этап полетов в космос

В 1954 году заново начали осуществлять полеты в космос на высоту 100-110 км. В ракетах расположили систему, которая катапультировала собак на любой высоте. Для животных изготовили специальные скафандры без кислородных масок. 24 июня 1954 году на старт вышла ракета Р-1Д с новыми Лисой и Рыжиком на борту. Парашют Лисы раскрылся на высоте 80 км в разреженных слоях атмосферы. Таким образом, впервые в истории живое существо побывало в открытом космосе в скафандре. Кабинка с Рыжиком отстрелилась на высоте 45 км при падении ракеты. Следующие семь полетов можно назвать наполовину успешными. Так как одна собака благополучно приземлялась, а другая по разным причинам погибала.

В 1957-1960 годы ракеты отправлялись в полет на высоту от 212 до 450 км. Собаки не катапультировались, спасаясь сразу с головной частью ракеты. Вместе с собаками в кабину помещали мышей и крыс. Дважды летали кролики. Также в некоторых экспериментах одну из собак отправляли в полет под наркозом.

После разработки космического корабля на нем начали отправлять собак для выхода их на орбиту Земли. Лайка стала первой собакой, которая совершила такой полет. Она умерла от перегрева и стресса. 28 июля 1960 года был отправлен космический корабль, внутри которого находились две собаки — Лисичка и Чайка. Они обе погибли. 19 августа в открытый космос были отправлены Белка и Стрелка, ставшие первыми живыми существами, которые совершили суточный орбитальный полет и благополучно вернулись обратно.