Чтение выполняет две основные функции познавательную и эстетическую. Исходя из этих функций, можно выделить художественное и обучающее чтение. Эта градация вовсе не говорит о том, что учебный текст не может приносить эстетическое удовольствие, а художественное произведение не обладает полезной информацией. Просто с методической точки зрения два данных вида чтения имеют ряд специфических черт. Если при обучении перед человеком стоит задача выполнить ряд конкретных действий (например, найти определенные выразительные средства), то в контексте художественного чтения он получает от манеры письма автора, не подвергая ее детальному разбору.Помимо выделения художественного и учебного видов чтения, внутри каждого из них существует более подробная классификация. Если в качестве критерия рассматривать язык произведения, то можно выделить чтение на родном и на иностранном языке. Основной целью первого будет получение новой информации, а первостепенной задачей второго будет изучение другого языка. Чтение не однородно по своей структуре. Специфика того или иного вида чтения зависит в первую очередь от поставленных целей. Если человек ставит перед собой задачу найти в тексте определенную информацию, то применит метод просмотрового чтения. А в случае необходимости значительного расширения уже имеющихся сведений целесообразно использовать прием изучающего чтения. Подбор вида чтения согласно его функции имеет множество плюсов, среди которых более высокая продуктивность и результативность, экономия времени.Одна разновидность чтения в чистом виде применяется очень редко. Чаще происходит синтез двух и более видов чтения. Например, если человеку необходимо за короткий промежуток времени ознакомиться с большим объемом материала, то он может объединить метод беглого и выборочного чтения. Быстро просматривая одну страницу за другой, читатель будет находить части текста, отвечающие запросам поиска. А уже в них он в процессе чтения будет выбирать необходимое.