Производители, выпускающие автомобильные аккумуляторы, обязаны указывать в паспорте все основные параметры своего изделия. Среди них, помимо емкости и напряжения, должны быть КПД, срок эксплуатации, глубина разряда, допустимый ток зарядки и разрядки, диапазон температур, габариты и другие характеристики. Однако на практике потребителя интересует только несколько наиболее важных параметров.

Емкость, напряжение и заряженность



Емкость характеризует количество энергии, сохраняемой в АКБ, и выражается в ампер-часах. Например, батарея емкостью в 55 ампер-часов может держать нагрузку в 1 ампер в течение 55-ти часов. Но нужно учитывать, что при возрастании нагрузки емкость АКБ будет падать. Один период заряда-разряда называют циклом. Обычно используют аккумуляторы, безболезненно допускающие разряд на 5-10% от емкости (затем нужно заряжать снова). Если же АКБ допускает разряд более 50%, то подобные изделия носят название батареи глубокого разряда.


Следующий параметр – напряжение. Оно сильно различается при отсутствии нагрузки, зарядке, разрядке. По значению напряжения можно судить о степени заряженности батареи. Обычные стартерные батареи, имеющие жидкий электролит, при условии отсутствия нагрузки должны выдавать от 12,5 до 12,7В. На клеммах герметизированных АКБ (например, гелиевых) напряжение должно находиться в пределах 13-13,2В. При этом данные значения обычно справедливы при температуре +20-25С (подробнее указывается в паспорте изделия). Напряжение измеряют вольтметром через 3-4 часа после отключения нагрузки и при отсутствии зарядного тока.

Точно определить степень заряженности, выражаемой в процентах, можно лишь посредством зарядных устройств, имеющих микропроцессоры, память. Подобное оборудование имеется в специализированных мастерских. Поэтому на практике пользуются ареометром – прибором, определяющим плотность электролита. Например, в кислотно-свинцовой АКБ 100% заряженности соответствует плотности 1,265 при напряжении 12,7В. При плотности электролита 1,19 степень заряженности будет составлять 50%.

Габариты



Это тоже важная характеристика, если учитывать многообразие современных авто. В России больше всего распространен европейский тип АКБ высотой 175-190 мм, на котором клеммы располагаются по углам. Азиатский тип корпуса может быть высотой 220-230 мм при этом возможно центральное расположение выводов. Американский корпус отличается боковым расположением клемм.