Совет 1: Условия психического развития

Помимо удовлетворения основных потребностей ребенка в уходе, питании, безопасности и любви, перед родителями стоит еще одна немаловажная задача: обеспечить условия для нормального психического развития будущей личности.

Различия в развитии психики у человека и животных



И у животных, и у человека психика постоянно развивается. Но между нами есть существенное отличие: на психику и характер животного в большей мере воздействует генетика. Развитие их психики – это, по сути, передача биологического опыта: мама-кошка покажет котятам, что можно есть, а что нельзя, как охотиться, как высоко можно забраться и спрыгнуть, кого следует опасаться. Остальное доделает природа: отшлифует знания и навыки, полученные от мамы.

Для полноценного развития человеческой психики биологического опыта недостаточно — мы живем в обществе, среди множества человеческих вещей и отношений. Вот почему дети «Маугли», которых воспитывали в раннем детстве животные, практически не способны стать полноценными членами нашего общества.

Биологические предпосылки развития психики



О нормальном развитии психики можно говорить только тогда, когда в основе лежит правильно сформированный головной мозг и нервная система. Изменения в анатомии мозга могут быть врожденными, вследствие болезней беременной, ее питания, стрессов и так далее. Могут быть приобретенными: например, при травме затылочно-теменной области, теряется способность к счету.

Некоторые дети имеют врожденные способности и задатки к определенной деятельности. Они могут освоить, к примеру, игру на музыкальных инструментах быстрее, и достичь лучших результатов, чем те, кто этих способностей не имеет. Задача взрослых - вовремя распознать эти задатки, и создать условия для их развития.

Возрастные изменения также влияют на психическую деятельность, например, в старости снижается способность адаптации к окружающей среде, поэтому пожилым людям сложно понять современную музыку, моду и нравы молодежи.

Социализация



Наибольшее влияние на формирование и развитие психики оказывает внешняя среда: отношения и установки родителей, общество, религия, культура, бытовые условия.

Потребность в общении — одна из основных. Общение – это не только передача информации, но и познание себя. В течение жизни отношение к общению изменяется: для маленького ребенка это скорее внимание, а затем потребность в уважении, понимании.

Этапы психического развития



Есть определенные этапы, через которые проходит психическое развитие. Если какой-то этап развития не будет пройден, то его уже не наверстать, в психике будет отклонение.

В первый год жизни основная задача маленького человека как можно больше узнать информации об окружающем мире, и получить достаточно внимания от матери. Затем, постепенно, связь с матерью ослабевает, и к трем годам ребенок все чаще говорит «Я сам». С трех до семи лет ребенок играет в ролевые игры, закладываются его будущие социальные роли. После восьми лет активно развивается интеллект.

Задержку психического развития могут вызвать чрезмерная опека, смещение гендерных ролей родителей, недостаток близкого общения.

Совет 2: Чем характеризуется сензитивный период

Слово «сензитинвый» буквально означает «чувствительный». Сензитивным периодом называется возрастной период в жизни человека, характеризующийся особой чувствительностью к определенным воздействиям.
Возможности формирования и развития психики нельзя назвать безграничными: для становления каждой психической функции природа строго отмерила время. Если ребенок по каким-то причинам (например, из-за утраты слуха) не научился говорить до 5 лет, развить у него речь позднее почти невозможно, даже если слух будет восстановлен. Человеку, ослепшему в младенчестве и прозревшему в зрелом возрасте, крайне сложно научиться «пользоваться» зрением.

Во всех приведенных примерах было упущено время, когда в организме в целом и в центральной нервной системе в частности имели место благоприятные условия для формирования соответствующих функций. Когда это время прошло, внешние воздействия уже не имели особого значения – нервная система не могла на них «ответить».

Каждому сензитивному периоду соответствуют определенные психические новообразования – те функции и свойства, которых раньше не было. Появление новообразований – это качественный скачок в психическом развитии. Условия для такого скачка создаются созреванием соответствующих отделов головного мозга и функциональных органов. Но эти условия так и останутся нереализованной возможностью, если не встретят «ответа» со стороны среды, в которой развивается ребенок.

Одно из условий психического развития – помещение ребенка в социальную ситуацию, соответствующую сензитивному периоду. Например, возраст от 7 до 10 лет сензитивен для формирования произвольности поведения, внимания и других психических процессов. Соответствующие внешние условия создает школьное обучение с его требованиями.

Развитие нарушается, если среда не соответствует возможностям сензитивного периода. Например, возраст от 1,5 до 2,5 лет особенно благоприятен для усвоения языковых норм. Если в это время взрослые продолжают «сюсюкать», разговаривая с ребенком на особом «детском» языке, повторяя придуманные им «слова», это может вызвать задержку речевого развития. Правильному развитию речи и в этот период, и в дальнейшем способствует правильная, грамотная речь взрослых, которую должен слышать ребенок.

Другое важное условие психического развития – включение ребенка в деятельность, соответствующую сензитивному периоду. Например, для подростка в норме ведущей деятельностью является социальное взаимодействие со сверстниками. Если подросток под давлением взрослых продолжает сосредотачиваться на учебе в ущерб общению, в дальнейшем он может испытывать трудности в установлении социальных контактов даже во взрослом состоянии.

Наиболее яркий пример упущения сензитивных периодов развития – это трагедии «детей-маугли». Специфически человеческие психические функции у этих детей удавалось сформировать очень ограниченно или даже не удавалось вообще, поскольку сензитивные периоды формирования данных функций уже прошли.
Источники:
  • Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по М.Монтессори

Совет 3: Сиротство как социальная проблема

Такое явление, как сиротство, достаточно распространено во всех уголках мира, однако каждое государство имеет свой подход к разрешению данной социальной проблемы и стремится эффективно устранить ее выраженный характер.
C начала двадцатого века проблема сиротства и беспризорности приобрела особый, выраженный характер. В результате двух мировых войн великое множество детей лишилось не только родителей, но и крыши над головой. Эти события способствовали разработке детского права, которое включало в себя такое понятие, как охрана детства. Государство взяло ответственность за реализацию деятельности по созданию условий для физического и психического развития детей, а также функцию попечительства. Стоит отметить важность международных документов и деклараций, принятых мировым сообществом в целях обеспечения права ребенка во всех странах.

В современном мире проблема брошенных детей не теряет своей актуальности. На данный момент особую значимость приняло явление социального сиротства. Оно подразумевает отказ родителей от воспитательных функций ввиду невозможности либо нежелания их осуществлять. В таком случае дети при живых родителях приобретают статус социального сироты. Основными причинами для такого шага становятся: во-первых, добровольный отказ родителей от ребенка; во-вторых, утрата родителями ребенка вследствие природных бедствий или социальных потрясений; в-третьих, лишение родительских прав.

Даже в специализированных учреждениях, где дети-сироты находятся на полном государственном обеспечении и получают материальную поддержку, они сталкиваются с психологическими проблемами, разрешить которые мог бы лишь семейный очаг. Им не хватает должного внимания со стороны взрослых, теплых чувств и эмоциональной поддержки. Именно поэтому государство, опираясь на текущее законодательство, отдает предпочтение семейным формам устройства детей, так как в условиях родительской заботы ребенок успешно развивается и проходит процесс социализации.

Особую важность приобретает социальная работа с данной категорией детей. Содержание деятельности по поддержке сирот заключается в защите их прав, социальной реабилитации и адаптации, помощь в трудоустройстве, а также обеспечение жильем. Исполнение представленных задач возлагается на органы опеки и попечительства. Однако на начальном этапе главной целью становится выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Ребенок может стать жертвой нерадивых родителей, забывших о своих воспитательных функциях ввиду алкогольной зависимости, либо по причине невозможности обеспечивать его содержание.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше