Социальные отношения между индивидами представляют собой сложный процесс, состоящий из множества контактов. Люди вступают друг с другом в контакт с определенной целью, например, для обмена информацией. В этом заключается сущность социального взаимодействия. Стабильные регулярные социальные отношения, которое устраивает обе стороны, называются социальным взаимодействием. Различают три вида социального взаимодействия, первым из которых является сотрудничество.

Сотрудничество – такой социальный контакт, при котором все взаимодействующие стороны мотивированы единой целью. В основном сотрудничество – взаимовыгодное для всех сторон взаимодействие. По мнению социологов, такое социальное взаимодействие как сотрудничество, должно сплотить людей, вызвать у них доброжелательное отношение друг к другу, возбудить симпатию. Так случается, но не всегда.


Отношения сотрудничества ведут к сближению деловых партнеров. Это положительным образом отражается на работе в целом. Партнеры начинают уступать друг другу в каких-то моментах. Возникает моральный комфорт, который призван снизить текучесть кадров в коллективе.
При таком типе социального взаимодействия как сотрудничество происходит обмен, только не материальными ценностями, скорее моральными: поддержка, взаимопонимание, уважение и пр.

Однако у сотрудничества есть не только положительные стороны. Долгосрочные партнерские отношения могут со временем перейти в рутину. Все члены группы, которые сотрудничают между собой длительные период времени, очень хорошо знают друг друга. Они уже приспособились, понимают, чего друг от друга ждать. Все идет, что называется, «по «накатанной». Нет развития, новым людям тоже зачастую закрыт вход в такую группу. Как следствие – образование застоя.

Социологи считают социальное взаимодействие отправной точкой всех взаимоотношений в обществе. Многие социологи полагают, что сотрудничеству необходимо специально обучать, потому что люди, особенно в настоящее время, этого просто-напросто не умеют. Они не готовы доверять друг другу, а для сотрудничества это основополагающий момент.

Возможно, срабатывают биологические программы, заложенные в человеке изначально, т.е. обороняться, защищаться, не доверять. Обратное не заложено, потому этому нужно учить. Для этого в школе предусмотрены специальные психологические курсы. Замечено, что школьники начинают лучше учиться, отношения в их коллективе налаживаются, когда они вступают в отношения сотрудничества.