Став жанром русской музыки, в XVIII веке романс за три столетия сильно изменился, превратившись из достаточно легкомысленного, каким он был в Испании, в сложное по содержанию и форме музыкальное произведение. Немалую роль в этом сыграло мастерство исполнителей, которые наделяли его особой глубиной и душевностью. Исполнители песен разных направлений включали в свой репертуар романсы.

Смейся, паяц


Александр Вертинский, расцвет творчества которого пришёлся на начало XX века, благополучно провалил экзамен в Московский художественный театр, где экзаменатором был сам Константин Станиславский. Он «не поверил» в актёрский талант Вертинского по причине дефекта речи. Парадокс, но буква «р», которая не дала актёру исполнить свою мечту, стала его визитной карточкой, равно как и придуманный им самим образ Пьеро.


Ариэтки Пьеро, на деле – стихи собственного сочинения, положенные на свою же музыку, музыкальные трагикомичные миниатюры, в которых каждый посетитель кабаре (в них Вертинский часто выступал в эти годы) мог увидеть себя. Белоснежная маска, внезапно возникающая в ярком луче света, всплывает в памяти при первых звуках его куплетов: «Танго Магнолия», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Вы оделись вечером кисейно».

Мой нежный друг


Помните эти строки? «Мой нежный друг, часто слёзы роняю…» Говорят, что роман с романсом у Изабеллы Юрьевой начался с первого её выхода на сцену. «Белая цыганка», как её иногда называли, была родом из Ростова, и всю свою жизнь «купалась» не только в народной любви, но и покоряла сердца советского «генералитета» и американских миллионеров.

На самом деле в её жизни было две «звезды» – это романс и её муж Иосиф Аркадьев, под «светом» которых она стала известна всему миру и прошла длинный, счастливый творческий путь.

Судьба человека


Имя Бориса Штоколова на слуху не только современников ВОВ, но и у молодого поколения. «Гори, гори, моя звезда», «Ямщик, не гони лошадей», «Утро туманное, утро седое». Кто знает, не отдай маршал Г.К. Жуков дирекции спецшколы ВВС, где учился Штоколов, приказ отправить его поступать в Свердловскую консерваторию, услышали бы мы в его исполнение шедевры русского романса.

Великолепный глубокий выразительный бас, по признанию его поклонников, мужественный и нежный одновременно, покорил не только соотечественников, но и зарубежную публику. Для всего мира Штоколов был и остаётся символом русской души: могучей силы и великодушия.