Родоначальником жанра и автором самых знаменитых святочных рассказов стал классик английской литературы Чарльз Диккенс. В середине 19 века он написал несколько рассказов, посвященных Рождеству и Святкам, а впоследствии стал публиковать их на страницах декабрьских номеров журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год». В них писатель разработал основные принципы рождественской истории: понимание ценности человеческой души, тема памяти и опасности забвения, всепобеждающая любовь к человеку, несмотря на его грехи и заблуждения. С его легкой руки наиболее популярными мотивами рождественских и святочных рассказов стали чудесное спасение героя от неминуемой гибели, превращение злодея в добряка, примирение врагов и забвение обид.

Пожалуй, самый знаменитый святочный рассказ в творчестве Диккенса, а возможно – и во всей мировой литературе, - «Рождественская песнь в прозе». Его герой – Эбинейзер Скрудж, чья душа давно очерствела и перестала радоваться праздникам, - под влиянием Святочных духов, посетивших его в ночь перед Рождеством, превратился в добрейшего человека, который обрел счастье сам и научился дарить его окружающим.


Действие рассказа «Сверчок за очагом» происходит в счастливом доме четы Пирибингл. Их семейный очаг охраняет играющий на скрипочке сверчок – домашний добрый дух. Однако счастье и покой персонажей оказываются под угрозой из-за появления в их доме загадочного незнакомца и готовящейся свадьбы подруги Мэри Пирибингл Мэй с грубым и бессердечным фабрикантом игрушек Тэклтоном. Но, как и положено святочному рассказу, «Сверчок за очагом» заканчивается благополучно. Мэй обретает счастье с загадочным незнакомцем, оказавшимся весьма достойным молодым человеком, а Тэклтон, подобно мистеру Скруджу, становится веселым и добродушным человеком.

Герой рассказа «Одержимый, или Сделка с Призраком» учитель химии Редлоу заключает сделку с Призраком, предложившим избавить его от всех тяжелых воспоминаний. Однако сделка не приносит Редлоу долгожданного покоя: его мучают вспышки беспричинной злобы, которую он срывает на окружающих. К тому же, дар Редлоу имеет свойство передаваться каждому, кого учитель встретит на своем пути. В финале рассказа герои понимают, что нужно хранить воспоминания об ошибках прошлого и стараться не повторять их. Ставший ненужным дар возвращается Призраку.

В романах Диккенса не бывает нравственного перерождения злодеев, а в его святочных рассказах добро всегда побеждает зло не только в окружающем мире, но и в душе каждого человека. Ведь Рождество – это время, когда человеческие сердца пробуждаются для любви и добра.