Определение



Социальная педагогика – отрасль педагогики, объектом которой является процесс социального воспитания. Социальная педагогика направлена на организацию воспитания в образовательных учреждениях, а также воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей. Решая свои специфические задачи, социальная педагогика становится эффективной лишь при условии интеграции с данными других отраслей гуманитарного знания.

Среди основных категорий социальной педагогики выделяются следующие: социум, социализация, социальный институт, социальная роль, опека и попечительство, социальная работа, социальная поддержка и т. д.


Становление и развитие дисциплины



Первые социально-педагогические идеи начали появляться еще в трудах древнегреческих и итальянских философов. Начиная с 18 века, когда сформировалась школа классического типа, ученые, исходя из запросов своего времени, продолжают обращаться к проблемам социального воспитания. Так, в 1899 году немецкий педагог Пауль Наторп публикует книгу «Социальная педагогика», которая знаменует появление новой социальной науки.

По мысли Наторпа, человеком становится человеком только в обществе и сама цель его жизни в том, чтобы жить для общества. И поскольку воспитание личности зависит от социальных условий и причин, эти факторы и должна изучать социальная педагогика. В это время создаются и развиваются образовательные учреждения для различных категорий детей (например, в России впервые открываются приюты для незаконнорожденных).

Развитие социальной педагогики происходит по следующим направлениям:

1. изучение исторического наследия педагогической теории и практики;

2. исследование эффективных методов и технологий социально-педагогической деятельности;

3. выявление взаимосвязи между различными явлениями социальной педагогики и определение ориентиров ее развития.

Функции социальной педагогики



Среди методологических основ науки выделяются философия воспитания и российская философская антропология. Теоретические основы – цивилизованный и культурологический подходы, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Существует и метаподход, исследующий вечные проблемы образования людей в разные эпохи. При этом какой бы подход ни брался за основу, социальная педагогика обладает следующими функциями:

1. теоретико-познавательная функция заключается в накоплении и синтезировании знаний, на основе которых составляется наиболее полная картина процесса социального воспитания в современном обществе;

2. прикладная функция связана с поиском путей совершенствования педагогического аппарата;

3. гуманистическая функция выражается в разработке целей социально-педагогических процессов и создании благоприятных условий развития и самореализации личности.