Проблематика



Сущность приватизации зачастую трактуется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Таким образом, приватизация – это, фактически, базовый процесс, запускающий глубинные изменения в социально-экономической конструкции. Очевидно, что от того, насколько эффективно реализуется такой процесс, зависит и гражданское согласие в обществе, и то, как будут работать рыночные стимулы. При этом следует особо отметить важность всесторонней предварительной оценки целесообразности каждого мероприятия приватизации в отношении возможных социально-культурных последствий.

В тезисах многочисленных дискуссий на эту тему отмечается, что экономические итоги приватизации часто оказываются негативными, именно, в связи с конфликтом и протестами с точки зрения социальной справедливости. То есть приватизация приводит к неоправданному в глазах большинства обогащению меньшинства населения и обнищанию самого большинства. При этом факт, что приватизацию следует рассматривать как продолжительный, регулярный и долгосрочный процесс в целях итогового создания экономически более эффективной общественной системы, часто не получает достаточной аргументации в диспуте.


Формы приватизации



Формы приватизации подразделяются на четыре основных категории: денационализация, бесплатное распределение, продажа, создание национальных холдингов.

Следует отметить, что, зачастую, приватизация реализуется по разным – нескольким - форматам в отношении одного и того же отраслевого объекта одновременно, что обусловлено комплексным подходом к достижению целей экономической эффективности.

Денационализация



Денационализация – возврат ранее национализированного имущества бывшим владельцам или их наследникам. Акты денационализации, как правило, демонстрируют нацеленность государства на защиту прав частной собственности.

Продажа



Наиболее часто реализуемая форма, привлекающая современные технологии менеджмента, - инвестиции частных собственников, что дает государству свободные ресурсы. Продажа может проводиться как по открытому, так и по закрытому способу. Открытый способ обеспечивает возможность акционирования предприятия любыми заинтересованными лицами, в то время как закрытый – лишь узким кругом сотрудников.

Формирование холдингов



В тех случаях, когда продажа предприятий невозможна по каким-либо государственно- политическим причинам, учреждаются частно-государственные холдинги, управляющие компании которых могут осуществлять менеджмент целого множества отраслевых предприятий.