Легкая промышленность


Для развития аграрного комплекса страны требуется массированная поддержка со стороны государства. Дело в том, что вложения в сельское хозяйство являются долгосрочными. Так, к примеру, первые результаты в росте производства говядины можно будет увидеть не раньше, чем через три года. Впрочем, в 2013 году правительство немало сделало в этой сфере  - объем госфинансирования аграрной промышленности составил 268 млрд рублей, а объем производства сельскохозяйственной продукции превысил отметку в 6%.


Ситуация с выпуском товаров народного потребления обстоит намного проще. Здесь сроки окупаемости значительно короче даже для производств с технологически сложными процессами. Так, чтобы запустить выпуск отечественной бытовой техники, одежды, обуви, комплектующих и т.д. будет достаточно и года.


Зоны производства


Чтобы организовать новые производства, требуются значительные инвестиции. Деньги на запуск новых заводов у владельцев градообразующих предприятий найдутся, а если их будет недостаточно, то государство может их поддержать с помощью таких механизмов, как субсидирование процентных ставок, гранты, льготная передача госактивов и госгарантии на кредиты. 


Можно воспользоваться опытом Польши, где инвестор должен вложить в новые производства не менее 100 тыс. евро сроком от 5-ти лет, или обратить внимание на механизмы, используемые в Южной Корее, где объем минимальных вложений составляет 5 млн долларов.


Территории, на которых открываются новые промышленные предприятия, чаще всего объявляют особыми экономическими зонами (ОЭЗ). На сегодняшний день в России насчитывается 28 таких зон. Если создание новых ОЭЗ правительство посчитает лишним, то можно снова обратиться к опыту польских производителей, где территории с новыми производственными предприятиями включаются в состав уже существующей ОЭЗ. А, например, в Южной Корее любой территории, освоение которой происходит с участием иностранных инвесторов, присваивается статус локальной «мини-ОЭЗ».


Зачем нужны особые экономические зоны?


Особые экономические зоны потому и называются особыми, что работать в них намного выгоднее, чем на какой-либо другой территории. Корейцы, например, полностью освобождают своих иностранных инвесторов от уплаты любых налогов сроком на 5 лет, а последующие 2 года предоставляют налоговую скидку в размере 50%.


В Индии и Бразилии компании, работающие в ОЭЗ, не платят налог на импорт товаров – это позволяет им направить сэкономленные деньги на развитие промышленного производства. Также такие предприниматели освобождаются от подоходного налога, пошлин и налогов на экспорт сроком на 10 лет.


В Турции, помимо освобождения предпринимателей от налога на прибыль, налоговому обложению не подлежат и доходы работающих на предприятии сотрудников, а также предоставляются льготы на оплату коммунальных расходов.


Во Вьетнаме в течение первых 4-х лет работы не взимается налог на прибыль, а последующие 9 лет налог оплачивается предпринимателями по льготной ставке – 5%.


Экономическая безопасность


Для обеспечения экономической безопасности и уменьшения зависимости от импорта зарубежных товаров необходимо создать собственные производственные мощности по производству той продукции, которую на данный момент выгоднее покупать за границей.


В будущем это позволит избежать таких ситуаций, как в случае с Украиной: на фоне политического кризиса в стране недавние партнеры по оборонно-промышленной кооперации отказались сотрудничать с Россией, и наша страна в один миг оказалась без некоторых ключевых комплектующих. Впрочем, в отличие от рынка потребительских товаров, российской оборонной промышленности всегда уделялось особое внимание.