Характеристики налоговой политики РФ



Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Отсутствие дифференциации уровня налогообложения в зависимости от доходности отрасли. В частности, ЕСН в размере 26% для добывающей отрасли можно назвать приемлемым, в то время как для производственных предприятий это нелегкое бремя;

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;


3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Планы Министерства финансов РФ на 2014-2016 гг.



Основные направления налоговой политики на 2014-2016 гг. описаны в одноименном документе, одобренном Правительством РФ 30 мая 2013 года. В качестве приоритетных названы следующие направления:

- обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;
- поддержка инвестиций;
- повышение предпринимательской активности;
- развитие человеческого капитала.

Для достижения указанных целей планируется:



1. Введение льгот по НДФЛ путем расширения перечня доходов, освобождаемых от налогообложения;

2. Снижение налоговой нагрузки при инвестициях в капитальные сооружения — предприятия получат так называемую амортизационную премию;

3. Исключение из налоговой базы оборудования, купленного в целях модернизации производства. Отныне налог на имущество организаций будет исчисляться только за недвижимое имущество;

4. Упрощение налогового учета и сближения его с регистрами бухучета;

5. Совершенствование специальных налоговых режимов и налогообложения при операциях с ценными бумагами;

6. Увеличение фискальной нагрузки при добыче углеводородного сырья;

7. Дифференцирование ставок акциза на нефтепродукты;

8. Введение повышенных ставок на объекты роскоши, в частности, на недвижимость, стоимость которой превышает 300 млн рублей и легковые автомобили стоимостью свыше 5 млн рублей;

9. Постепенная отмена льгот на имущество организаций в отношении ЖД путей и инженерных сетей общего пользования с постепенным повышением ставки.