Цель речевой коммуникации



Самым близким значением слову «коммуникация» является общение. Важнейшим средством общения между людьми является использование языка. Он выступает в роли орудия познания и инструмента мышления. Благодаря этому коммуникация является главным механизмом становления личности человека и средством влияния на личность окружающего общества. Однако основной целью речевой коммуникации является обмен разного рода информацией. Понятно, что достичь этой цели можно не только с помощью языка. С давних времен общество использовало дополнительные средства передачи информации и общения. Некоторые из них существуют и сегодня.

Для примера можно привести коренное население Африки. Они используют сигналы барабана, язык свиста, сигналы колокольчиков и так далее. Это и является частью речевой коммуникации, так как способствует достижению основной цели, то есть обмену информацией. На Востоке для этого пользуются «языком цветов». Он применяется тогда, когда информацию нельзя выразить словами. Например, роза является символом любви, астра — символом печали и так далее.


На чем основывается речевая коммуникация



Речевая коммуникация основывается на трех важных факторах: речевое поведение, речевое общение и речевой акт. Из них термин «речевое общение» является синонимом термину «речевая коммуникация». Оба этих понятия означают двусторонний процесс, а также взаимодействие людей в процессе общения.

Термин «речевое поведение» отражает односторонность процесса. Оно включает в себя особенности и свойства, характеризующие речевые реакции и саму речь одного из участников ситуации, то есть или адресата, или адресанта. Данный термин можно применять для описания выступления на собрании и в других ситуациях. Однако он не поможет проанализировать диалог, потому что в этом случае нужно вскрыть не только речевое поведение, но и механизмы речевых взаимных действий. Можно сделать вывод, что речевое общение как раз включает в себя речевое поведение.

Речевой акт — понятие, обозначающее конкретные речевые действия человека, который говорит в рамках какой-либо коммуникативной ситуации. Можно представить ситуацию между продавцом и покупателем на рынке. Их диалог, основанный на покупке товара, включает разные речевые акты: запрос информации, сообщение, просьбу и так далее.

Понятно, что процесс речевой коммуникации часто предполагает использование средств языка, его грамматику и словарь. Однако для успешного обмена информацией, важно знать условия, при которых употребляются те или иные языковые единицы и словосочетания.

Таким образом, речевая коммуникация — обширное понятие, включающее в себя различные методы обмена информацией, что позволяет развиваться как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности.