Совет 1: Как научиться перерабатывать информацию

Прежде чем задаваться вопросом «Как научиться перерабатывать информацию?», следует определиться: во что или для чего ее нужно переработать. Как ни странно, но даже фоновый просмотр телепередач, а тем более заппинг (частое переключение каналов) — это тоже переработка информации. Видимо, стоит разобраться в ее осмысленности.
Как научиться перерабатывать информацию
Инструкция
1
Переработка информации — это усвоение, запоминание и хранение ее таким образом, чтобы удобно было пользоваться. Как нельзя лучше здесь подходят слова Шерлока Холмса: «...человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть...» Прагматические крайности ни к чему, но принцип — не захламлять — должен стать для вас основополагающим.
2
Понятно, что для получения результата следует приложить усилия. Из усилий решающее значение имеет усидчивость, способность удерживать внимание. Несмотря на кажущуюся легкость, сосредоточение у взрослого человека требует сильной мотивации. В школе хватало обязанностей (перед учителями, родителями) и страха перед плохими оценками. Вне и тем более после школы и вуза приходится убеждать себя в необходимости. Здесь все средства хороши: предполагаемый заработок, победа в спорах, возможность показать себя при случае с лучшей стороны. Установка «Это нужно мне для...» с четко выраженной пользой не даст расслабиться.
3
Читать или смотреть изучаемые материалы нужно полностью, при необходимости, например, значительных объемах, дробить на фрагменты, которые вы в состоянии «переварить». Непонятные места нужно не пропускать, а повторять до тех пор, пока они не станут понятны. Однако важно помнить об эффекте сатиации — это когда слова (термины) или обороты перестают восприниматься сознанием и теряют смысл от частого употребления. Поэтому повторять непонятное нужно не подряд, а возвращаясь к нему после небольших перерывов. В затруднительных случаях не ленитесь обращаться к справочникам и словарям.
4
Особенно важно научиться отделять актуальное от неактуального. Самый простой способ — постоянное соотнесение цели и средств. Если вы намерены узнать больше о том, как работает коллектив, о взаимодействии лидеров и подчиненных и разрешении конфликтных ситуаций, то вряд ли нужно обращать внимание на цвет обложки какого-нибудь «Самоучителя для начинающих руководителей».
5
Последний шаг для успешной обработки получаемой информации в разных методиках обычно называют «связыванием». Вы постоянно пользуетесь интернетом, а значит, имеете представление о гиперссылках. Взять хоть «Википедию». Уже с первого абзаца статьи «Информация» можно перейти на статьи об информатике, геометрии и аксиоматике. Точно так же нужно организовать работу своего сознания, только взаимосвязи, помимо понятийных, могут быть и эмоциональными. Читаете о производственных конфликтах? Примеряйте описываемые ситуации на себя, не брезгуйте даже воображаемым опытом.
6
Постоянное сравнение и сопоставление изучаемых данных научит вас анализировать, а значит, и правильно организовывать последующее хранение информации, которую вы легко сможете извлекать, как со склада, по мере актуализации.
Видео по теме
Полезный совет
Компьютер чрезвычайно удобен, но если вам не 12–14 лет, то есть вы не подросток 2000-х, то навыки ручного письма будут полезнее навыков набора на клавиатуре. Возьмите ручку или карандаш и помечайте трудные места, выписывайте правила, делайте пометки на полях и закладках, составляйте списки важных и второстепенных дел. Благодаря участию зрительной и механической памяти, запоминание и анализ значительно упростятся.
Как научиться рационально использовать время
Связанная статья
Как научиться рационально использовать время
Источники:
  • Тренировка памяти и внимания
  • Как обрабатывать большое количество информации
  • Тренировка навыков обработки информации

Совет 2 : Как переработать информацию

«Кто владеет информацией – владеет миром» - эта фраза не теряет своей актуальности. Но ориентироваться в информационном потоке, который обрушивается на нас ежедневно, непросто. Еще сложнее эту информацию переработать и усвоить. Для того чтобы облегчить этот процесс, работу с информацией необходимо систематизировать.
Как переработать информацию
Инструкция
1
Как правило, при обучении, подготовке различного рода докладов, статей и пр. чаще всего приходится пользоваться письменными источниками. Работать с письменной информацией легче, нежели с той, что вы воспринимаете на слух: ее обработкой можно заниматься не спеша, не боясь что-то упустить или забыть.
2
Сосредоточьтесь на одном письменном источнике. Только закончив с ним, переходите к работе над следующим. Это позволит сконцентрироваться и сосредоточиться, что сделает вашу работу более эффективной.
3
Не поддавайтесь соблазну эмоционально оценивать прочитанное – это мешает работе. Постарайтесь быть объективным и беспристрастным.
4
Лучше всего запоминается информация, структурированная в виде схем, графиков, тезисов. Если таковых в готовом виде не имеется, сделайте их самостоятельно в процессе работы над содержанием статьи.
5
Составьте общее представление о тексте, над которым вы работаете. Проанализируйте, понятна ли вам тема, идея, основные положения информационного блока.
6
Задайте вопросы к отдельным смысловым частям текста – это поможет вам сосредоточить внимание на ключевых моментах. При повторном прочтении старайтесь найти ответы на поставленные вопросы. Следите за тем, чтобы они были полными и развернутыми.
7
Постарайтесь пересказать материал, глядя на план (список вопросов), составленный вами, пользуясь схемами и графиками, но не заглядывая в текст.
8
Через 3-4 часа снова откройте ваш план и закрепите усвоенное, постаравшись наиболее полно вспомнить содержание каждого пункта.
9
Воспринимать и перерабатывать информацию, воспринятую на слух, сложнее. Если вы присутствуете на лекции или слушаете доклад, делайте записи по ходу прослушивания. После лекции постарайтесь восстановить ход рассуждений докладчика. Если вы вспомнили какие-то важные моменты, прозвучавшие в сообщении, не поленитесь зафиксировать и их. Далее с конспектом можно работать так же, как с другими письменными источниками.
10
Сложнее всего систематизировать и усвоить информацию, полученную в процессе общения, в ходе живого диалога, но и в этом нет ничего невозможного.
11
После окончания разговора проанализируйте его, обозначьте тему и цели дискуссии. Будет замечательно, если вы сможете вычленить не только явную, но и скрытую цель, ради которой разговор был начат.
12
Подумайте, как распределялись роли в процессе разговора и какую из этих ролей играли лично вы. Подумайте, какие задачи вы преследовали, поддерживая диалог.
13
Усваивая любую информацию, постарайтесь определить, чем ценна и полезна она именно для вас – известно, что нужные и значимые для человека факты остаются в памяти намного дольше.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500