Совет 1: Как выглядит генератор на ВАЗ

Для чего служит генератор и как он работает? Многие задаются вопросом, почему не работает генератор, если не подать напряжение на роторную обмотку? А не работает он по той причине, что не выполняется условие возникновения ЭДС в проводнике.
Генератор необходим автомобилю для питания электрических цепей и зарядки аккумулятора во время работы двигателя. На ВАЗах классической серии, как и на более поздних моделях, применены генераторы, принцип действия которых одинаков. Отличия наблюдаются лишь в конструкции отдельных элементов. Так, в зависимости от модели автомобиля, использованы генераторы с различной мощностью. Если на ранних экземплярах автомобилей потребителей энергии было мало, то на более поздних их количество увеличилось, потребовалось увеличивать мощность источника питания.

Принцип действия генератора



Если разобрать ВАЗовский генератор, то можно выделить две части – ротор и статор. Обратите внимание на то, что генератор – это машина постоянного тока. То есть, подвижная часть имеет обмотку, которая требует дополнительного питания. Для чего нужно напряжение на роторе? Постараемся разобраться в этом вопросе.

Статор имеет три одинаковых обмотки, с которых снимается напряжение. При вращении ротора без подключенного питания внутри статорной обмотки, ЭДС наводиться в последней не будет, так как из курса физики известно, что ЭДС наводится при движении проводника в магнитном поле. Что нужно сделать? Подаем стабилизированное напряжение на роторную обмотку. А применять постоянные магниты в конструкции нет смысла, так как это делает генератор очень дорогим в изготовлении.

Получаем, что в обмотке ротора протекает ток, который создает вокруг проводника некоторое магнитное поле. Раскрутив от коленчатого вала генератор, мы получаем соблюдение главному условию – магнитное поле движется внутри обмотки. Следовательно, возникнет ЭДС, а на концах обмотки появится разность потенциалов.

Из чего состоит генератор ВАЗ?



Самое главное – это корпус, который можно разделить на три основные составляющие. Это две крышки с подшипниками и серединная часть с генераторной обмоткой. Шкив, надетый на ротор, служит для передачи крутящего момента с коленчатого вала. На ранних моделях ВАЗов использовались клиновидные ремни. И лишь на десятках впервые были установлены многоканавочные широкие ремни. Благодаря тому, что ремень широкий и имеет много канавок, удалось уменьшить вдвое диаметр шкива.

Подшипники, которые отвечают за стабильную работу всей механики, установлены в передней и задней крышках. Наибольший износ у того, который стоит в передней, так как огромное влияние на него оказывает ремень. А вот дальше электроника, правда, не совсем современная, ничего сложного в ней нет. Три пары полупроводниковых диодов, предназначенных для преобразования трехфазного переменного тока в постоянный.

На выходе установлен конденсатор для сглаживания пульсаций. Обычный электролитический конденсатор, специфических особенностей у него нет. На роторе установлен щеточный механизм, который находится в одном корпусе с реле-регулятором. Ранее ставили и механические регуляторы напряжения, и изготовленные по сложным схемам. Но в последнее время широкую популярность приобрели регуляторы, выполненные на одном кристалле полупроводника. Они дешевые и простые.

Совет 2: Почему не работает генератор

Генератор является одним из основных устройств, без которого автомобиль далеко не уедет. На его работоспособность влияет ряд факторов. Если генератор перестал работать, выясните причины поломки и попробуйте починить его своими силами.
Наиболее распространенной причиной неисправности генератора является отсутствие возбуждения. Чтобы проверить работоспособность генератора, необходимо приложить к нему плюсовую клемму аккумулятора при 1000 оборотов в минуту двигателя. Перед этим нужно обязательно дать нагрузку (включить фары), иначе из строя может выйти коммутатор и другая электроника. Если двигатель заглох - генератор не работает. Первым делом проверьте, не оборвался ли ремень генератора. Если ремень цел, то, скорее всего, он ослаб. Проверьте натяжение ремня: прогиб при усилии 10 кгс должен быть не более 1 см. Также ремень может быть забрызган маслом и проскальзывать. В этой ситуации его нужно заменить, в крайнем случае - протереть бензином.Если ремень хорошо натянут, чист и не порван, то проверьте предохранители обмотки возбуждения. Обычно достаточно их просто пошевелить, и тогда все заработает. Особенно это касается отечественной классики (ВАЗ-2105, 2106, 2107), где крепления предохранителей слабые. Если после проделанных операций генератор все равно не заработал, то снимать генератор. Первым делом осмотрите щетки на износ – возможно, их придется заменить. Также следует обратить внимание на контактные кольца. Если они загрязнены, почистите их. Теперь вновь проверьте генератор на работоспособность. Если он не подает признаков жизни, то вооружитесь тестером и произведите проверку цепи.После всех проделанных операций остаются только две причины. Либо неисправен регулятор напряжения, либо сам генератор. В генераторе чаще всего сгорают выпрямительные диоды. Каждый диод необходимо «прозвонить» тестером и, если он окажется неисправным, произвести его замену. Если все диоды целы, то проверьте обмотки статора. Это делается простым тестером, замкнув им оба конца обмотки. Если обмотка статора неисправна, то его можно заменить. Однако в магазинах могут попасться испорченные статоры, так как их проверяют таким же способом.
Источники:
  • Автомобильный генератор: назначение, устройство, ремонт
  • генератор как работает

Совет 3: Как увеличить мощность генератора ВАЗ

Для того чтобы получить электрический ток в двигателе, обязательно необходим генератор. В моторах мотоциклов, автомобилей, в том числе и ВАЗ, использованы генераторы переменного тока.
Вам понадобится
  • - медная проволока нужного диаметра;
  • - технические перчатки;
  • - пассатижи;
  • - средство для мытья посуды;
  • - пропиточный лак.
Инструкция
1
Составными частями генератора переменного тока являются статор и ротор. Статор - это неподвижная часть генератора, состоящая из коллектора и нескольких обмоток. Коллектор предназначен для снятия напряжения, которое возникает на обмотках ротора, а также для последующей подачи его в цепь потребления. Подвижной частью генератора называется ротор, состоящий из определенного количества магнитов, на который наматывается обмотка, сделанная из медной проволоки.
2
Если говорить чисто теоретически, то для того, чтобы увеличить мощность ВАЗ, вам следует произвести замену обмотки ротора, при этом используя привод большего сечения, а также увеличивая ток подмагничивания.
3
На практике прежде всего нужно нарисовать схему намотки роторных катушек, после чего размотать их. Для этого возьмите медную проволоку необходимого диаметра, технические перчатки, пассатижи и запаситесь толикой терпения.
4
Помните, проволока, которую вы разматываете, была специально пропитана лаком. Поэтому обязательно отмойте и обезжирьте катушки ротора. Для этого прибегните к использованию заранее подготовленного обычного домашнего средства для мытья посуды.
5
Возьмите подготовленный медный провод, затем очень аккуратно, не торопясь, наматывайте его виток к витку на катушки. Не забудьте записать количество витков. Когда намотка будет окончена, зачистите концы в проводах и проверьте их при помощи тестера на «короткое замыкание».
6
Теперь необходимо тщательно заизолировать все выходы, после чего припаять их к контактам. Пропитайте специальным лаком все обмотку, затем просушите. Припаяйте провода для соединения.
Обратите внимание
Когда будете рисовать схему намотки роторных катушек, обязательно размотайте их. Также крайне важно записывать все количество витков. В обязательном порядке делайте записи их расположения и зафиксируйте схему выходов.
Полезный совет
Наматывая провод, помните, что для того, чтобы он лег красиво и прямо, его обязательно нужно натягивать. Процесс это довольно утомителен, не тем не менее, обязателен!
Источники:
  • Как повысить мощность генератора
  • мощность ваз

Совет 4: Принцип работы генератора переменного тока

Генератор переменного тока является одним из наиболее распространенных устройств, преобразующих энергию вращения в электрическое напряжение. Генератор можно встретить всюду, начиная от огромных залов ГЭС и заканчивая обычным автомобилем. Каким же образом генерируется электрический ток?

Основные части генератора переменного тока



В конструкцию изделия входит две основных части: статор (неподвижный элемент), ротор (вращающаяся часть). В статоре, представляющем собой полый цилиндр, расположена магнитная система, состоящая из смонтированных в пакет стальных листов. Внутри них есть пазы, изолированные диэлектриком (обычно используют фторпластовую пленку), в которых располагаются обмотки из медного провода. Каждая катушка представляет собой одну фазу (всего их 3), в которой витки соединяются последовательно или параллельно. Выступающая из пазов часть катушки называется лобовым соединением. У каждой из трех обмоток по одному выводу соединяются в общую точку, которая не «эксплуатируется» и тщательно изолируется от корпуса и других деталей (такое соединение называется «звезда»). Получаемое напряжение снимается с остальных трех концов.

Ротор – массивный сердечник с обмоткой возбуждения, изготавливаемый из стали. Вал может быть расположен горизонтально, что характерно для большинства конструкций, либо вертикально, - такой метод установки практикуется на гидротурбинах. Работающий генератор может охлаждаться воздухом, водой, маслом и даже водородом.

Принцип работы



В основе действия генератора – электромагнитная индукция. Чтобы получить переменное напряжение, нужна катушка, в которой присутствует постоянный ток. Это вызовет образование магнитного поля, которое образуется в возбуждающей обмотке. Также необходима стальная система с полюсами, которая будет подводить магнитное поле к катушкам, называемыми статорной обмоткой. В ходе вращения ротора напротив катушек статора появляется поочередно то «южный» полюс, то «северный». Как это происходит на практике?

Обмотка статора, являющаяся силовой, находится в неподвижном состоянии. Ротор приводится в движение механическим путем: это может быть энергия потока воды, ветер или цепная, ременная передача, передающая энергию вращения от, например, автомобильного двигателя. Чтобы генератор начал работать, на его обмотку возбуждения необходимо подать напряжение. В результате создается электромагнитное поле, которое посредством вращающегося ротора индуцирует напряжение в статорных катушках. При увеличении напряжения на возбуждающей обмотке повышается напряжение на катушках статорной обмотки, и наоборот. Подача напряжения на возбуждающую катушку может осуществляться и от самого генератора. В подобном случае считается, что генератор является самовозбуждающимся.

Совет 5: Принцип действия генератора переменного тока

Генератором в электротехнике называют устройство, при помощи которого энергия механического типа преобразуется в электрическую. Такие устройства широко применяются на производстве и в некоторых технических системах, к примеру в автомобилях. В основе работы генератора лежит явление электромагнитной индукции.

Устройство генератора переменного тока



На практике используется несколько видов генераторов. Но каждый из них включает в себя одни и те же составные элементы. К ним относятся магнит, который создает соответствующее поле, и специальная проволочная обмотка, где создается электродвижущая сила (ЭДС). В простейшей модели генератора роль обмотки выполняет рамка, способная вращаться вокруг горизонтальной или вертикальной оси. Амплитуда ЭДС пропорциональна количеству витков, имеющихся на обмотке, и размаху колебаний магнитного потока.

Чтобы получить значительный по силе магнитный поток, в генераторах используют особую систему. Она состоит из пары стальных сердечников. Обмотки, которые создают переменное магнитное поле, помещают в пазы первого из них. Те витки, которые индуцируют ЭДС, укладывают в пазы второго сердечника.

Внутренний сердечник называют ротором. Он вращается вокруг оси вместе с имеющейся на нем обмоткой. Тот сердечник, который остается без движения, выполняет функцию статора. Чтобы сделать поток магнитной индукции наиболее сильным, а потери энергии минимальными, расстояние между статором и ротором стараются сделать как можно меньше.

По какому принципу работает генератор



Электродвижущая сила возникает в обмотках статора сразу после появления электрического поля, для которого характерны вихревые образования. Эти процессы порождаются изменением магнитного потока, которое наблюдается при ускоренном вращении ротора.

Ток от ротора подается в электрическую цепь при помощи контактов, имеющих вид элементов скольжения. Чтобы сделать это было легче, к концам обмотки присоединяют кольца, называемые контактными. К кольцам прижимаются неподвижные щетки, через которые и осуществляется связь между электрической цепью и обмоткой движущегося ротора.

В витках обмотки магнита, где создается магнитное поле, ток имеет сравнительно небольшую силу, если сравнивать его с тем током, который генератор отдает внешней цепи. По этой причине уже конструкторы первых генераторов решили отводить ток от обмоток, расположенных статично, а слабый ток к вращающемуся магниту подавать через контакты, обеспечивающие скольжение. В генераторах малой мощности поле создает магнит постоянного типа, который способен вращаться. Такая конструкция позволяет упростить всю систему и вовсе не использовать кольца и щетки.

Современный промышленный генератор электрического тока представляет собой массивное и громоздкое сооружение, которое состоит из металлических конструкций, изоляторов и медных жил. Размеры устройства могут составлять несколько метров. Но даже для такого солидного сооружения очень важно выдержать точные габариты деталей и зазоры между подвижными частями электрической машины.

Совет 6: Как поменять подшипник генератора на ВАЗ 2110

Из подкапотного пространства вашей десятки слышится пронзительный визг и вой, как только вы заведете автомобиль, а при снятии ремня генератора шум пропадает? Можете быть уверены: в вашей машине вышел из строя подшипник генератора.

Пошаговое выполнение ремонта



1. Отсоедините клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.

2. Снимите защиту двигателя, если она у вас установлена. Для этого с левой и правой стороны защиты двигателя отверните по два самореза крепления защиты к грязезащитным щиткам моторного отсека. Затем головкой на «10» открутите два болта заднего крепления защиты двигателя. Теперь, удерживая защиту, головкой на «10» отверните пять гаек переднего крепления защиты двигателя и снимите ее.

3. Ослабьте затяжку гайки крепления генератора к верхнему кронштейну и вращайте ключом на «10» регулировочный болт против часовой стрелки, уменьшая натяжение ремня генератора. Сдвиньте генератор к блоку цилиндров и снимите ремень со шкивов генератора и коленчатого вала.

4. Отсоедините колодку провода от клеммы «D+» генератора. Отведите защитный резиновый колпачок от вывода «В+» генератора и головкой на «10» открутите гайку крепления наконечника проводов и снимите наконечник проводов с вывода генератора.

5. Головкой на «13» открутите гайку верхнего крепления генератора и регулировочный болт. Затем снимите натяжную планку.

6. Головкой на «13» открутите гайку болта нижнего крепления генератора и вытащите распорную втулку.

7. Придерживая генератор рукой, вытащите болт его нижнего крепления и снимите генератор.

8. Займитесь разборкой генератора. Головкой на «8» открутите гайку и снимите клемму с вывода «D+» генератора. Головкой на «8» отверните три гайки крепления кожуха и снимите кожух генератора.

9. Снимите три шайбы со шпилек крепления кожуха генератора. Маркером пометьте взаимное положение крышек генератора.

10. Головкой на «7» открутите четыре болта, стягивающих крышки, и снимите заднюю крышку со статором в сборе.

11. Наденьте на гайку крепления шкива генератора высокую головку на «24» и через ее отверстие вставьте шестигранник на «8» в отверстие вала ротора. Открутите гайку крепления шкива генератора, зажав головку на «24» трубным ключом или в тисках.

12. Снимите пружинную шайбу, шкив и распорную шайбу. Вытолкните вал ротора из передней крышки.

13. Для замены переднего подшипника шлицевой отверткой открутите четыре винта крепления прижимной пластины подшипника и снимите ее. Руками вытолкните подшипник из гнезда. Если руками вытолкнуть подшипник не удается, выбейте его с помощью оправки или инструментальной головки подходящего диаметра.

14. Для замены заднего подшипника двухзахватным съемником спрессуйте подшипник с вала ротора. Для установки новых подшипников генератора выполните все описанные операции в обратной последовательности.

Полезные советы



После того, как снимите ремень генератора, проверьте его состояние на предмет обнаружения трещин, разрывов и отслоения резины от тканевой основы. В случае необходимости замените его.

Если статор не выходит из передней крышки, зацепите его отверткой с разных сторон относительно передней крышки.

При спрессовывании подшипника генератора с помощью двухзахватного съемника следите за тем, чтобы винт съемника упирался точно в центр вала во избежание повреждения пластмассового изолятора контактных колец ротора. Для установки захватов съемника на пластмассовой втулке ротора выполнены две лыски.

Совет 7: Как подключить генератор на ВАЗ 2106

Если во время работы автомобиля ВАЗ 2106 на его панели приборов постоянно горит индикатор заряда аккумуляторной батареи, обязательно нужно провести первичную проверку автомобильного генератора. В случае если в ходе такой проверки выявлена общая неисправность генератора, его нужно снять для проведения более точной проверки и последующего ремонта. Ввиду этого, владелец автомобиля ВАЗ 2106 должен уметь снять генератор и затем правильно его подключить.
Вам понадобится
  • - генератор;
  • - болты;
  • - ключи;
  • - винты;
  • - шайбы;
  • - вольтметр.
Инструкция
1
Установка автомобильного генератора, равно как и его снятие, выполняется на подъемнике либо в смотровой яме. Поместите новый генератор в отведенное для него место (близ двигателя) и зафиксируйте его месторасположение с помощью болта и шайбы. Затем наденьте гайку нижнего крепления генератора.
2
Наденьте два провода с вывода «30»: провод 1, идущий со штекера центрального вывода обмотки статора, и провод 2, выходящий с вывода щеткодержателя «67». Будьте внимательны и не перепутайте эти провода! Отличительная особенность провода 1 и вывода «67» - отсутствие изолирующих колодок.
3
Прикрепите гайку крепления проводов к выводу автомобильного генератора и оденьте сверху на вывод «30» резиновый защитный колпачок. После этого прикрутите гайку, с помощью которой генератор закрепляется на натяжной планке.
4
Наденьте ремень генератора сначала на коленчатый вал, потом на шкив генератора и лишь после этого на шкив насоса. Затем усильте затяжку крепления генератора к натяжной планке, расположенной в подкапотном пространстве.
5
Установите грязезащитный щиток и зафиксируйте его, закрутив 12 винтов крепления. Вот и все: генератор установлен на свое законное место.
6
После установки генератора проведите его проверку. Хотя различают три способа проверки работоспособности генератора (на автомобиле, с помощью осциллографа, а также на стенде), наиболее приемлемой в домашних условиях считается проверка генератора на автомобиле.
7
Заведите двигатель, при оборотах двигателя 2500-3000об/мин и полном заряде аккумулятора замерьте напряжение на аккумуляторных клеммах. Если полученный результат окажется больше либо меньше нормального значения (14 вольт), то проблема, скорее всего, кроется в реле напряжения. Если и после замены реле показатель напряжения отклоняется от нормы, установленный на автомобиль генератор нуждается в ремонте.
Обратите внимание
Не проверяйте работоспособность генератора, отсоединив его от аккумулятора! Это может привести к резкому скачку напряжения, из-за чего в генераторе сгорит выпрямительный блок.
Полезный совет
Клемму «минус» с аккумулятора скидывать можно только в том случае, если включены фары дальнего света: это предотвратит резкий скачок напряжения.
Источники:
  • Замена генератора ваз 2106-2103
  • снять генератор ваз 2106

Совет 8: Как проверить натяжение ремня генератора

Слабо натянутый ремень генератора в момент увеличения нагрузки в электрической сети автомобиля начинает пробуксовывать на шкивах, что приводит к снижению коэффициента полезного действия генерирующего устройства, которое более не в состоянии выработать зарядный ток необходимой силы.
Вам понадобится
  • - узкая металлическая полоса – 50 см,
  • - линейка.
Инструкция
1
Если слабо натянутый ремень интенсивно изнашивается и может порваться, то его чрезмерное натяжение увеличивает нагрузку на подшипники генератора, что может стать причиной их разрушения.
2
Из сказанного напрашивается вывод, и это подтверждается многолетней водительской практикой, что ремень на генераторе должен быть натянут в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Ни сильнее, ни слабее.
3
Как говорится в инструкции Волжского автозавода, ремень, передающий крутящий момент от коленвала на шкив генератора, должен прогибаться не более чем на 15 мм при оказании на него усилия, равного 10 кг/см.
4
Чтобы определить степень натяжения ремня генератора, сверху, на шкивы коленвала и генератора, укладывается узкая металлическая полоса. После чего, придавив центр ремня сверху, с указанным усилием, линейкой измеряется его прогиб.
5
В тех случаях, когда выявлены расхождения с нормативными требованиями, натяжение ремня регулируется перемещением генератора с последующим его закреплением на натяжной планке.
Видео по теме
Источники:
  • как натянуть ремень в калине
Источники:
  • Принцип работы генератора
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше