Перед поступлением ребенка в первый класс, как правило, большинство образовательных учреждений проводит с будущим учеником предварительное собеседование. Цель собеседования – определение уровня развития ребенка, выявление особенностей его характера и навыков, ознакомление с состоянием здоровья и возможными проблемами в этой области.

Подготовка к собеседованию



Родителям следует помнить, что при подготовке ребенка к собеседованию не стоит создавать «экзаменационную» атмосферу и вселять в него неуверенность резкими оценочными суждениями в случае неправильных ответов на задаваемые вопросы.


Не менее, важно психологически подготовить первоклассника к тому, что знакомство с учителем будет происходить в незнакомой обстановке и скорее всего, без присутствия родителей. Рекомендуется объяснить ребенку, что в случае растерянности или незнания ответа на какой-либо вопрос не стоит молчать, а лучше попросить время на размышление или начать размышлять вслух, продемонстрировав навыки логического мышления.

Также стоит объяснить ребенку, что ответы на поставленные вопросы лучше всего давать подробными, в развернутой форме. Для формирования этого навыка можно просить ребенка пересказывать прочитанные рассказы или просмотренные мультфильмы.

Вопросы на собеседовании



Многих родителей очень волнует тот перечень вопросов, которые будут заданы ребенку при поступлении в первый класс. Как правило, эти вопросы делятся на блоки, которые позволяют определить общий кругозор будущего школьника, его психологическую и физическую готовность к уровню школьных нагрузок, развитие мелкой моторики, математические знания, навыки письма и чтения.

Представление ребенка об окружающем мире обычно проверяется вопросами на знание своего домашнего адреса, имени родителей и родственников, их профессий. Ребенок должен ориентироваться в видах транспорта, знать названия домашних и диких животных, птиц, растений, различать по признакам времена года и суток, уметь сравнивать различные предметы.

Уровень готовности к обучению грамоте определяется по знаниям букв, навыкам чтения и письма печатными буквами. Также ребенка могут попросить прочесть наизусть стихотворение, составить по картинке небольшой рассказ.

Для выявления начальных математических знаний будущего первоклассника могут попросить назвать цифры, изображенные на специальных карточках, проверить навыки прямого и обратного счета, сравнить цифры, решить простые задачи на сложение и вычитание. Проверка пространственного мышления может заключаться в просьбе сложить геометрическую фигуру из отдельных фрагментов, расположить предметы в определенном порядке, переместить предметы справа налево и наоборот.

Уровень развития мелкой моторики проверяют с помощью рисования или складывания мозаики, копирования несложного узора, умения завязывать узелки или застегивать пуговицы.

Заключительная часть собеседования, как правило, состоит из вопросов, позволяющих определить отношение ребенка к учебе и его психологической готовности к школе. Интервьюер обычно пытается понять, насколько хорошо ребенок осознает важность учебы, нравится ли ему школа, чему он может научиться и как эти знания могут пригодиться в жизни.