Инструкция
1
Выясните, какими мотивами руководствуется ребенок, собираясь в школу:
- идут друзья, соседи, однокашники по садику (желание быть как все);
- получать отличные оценки (социальные предпочтения);
- играть с друзьями на переменках (игровая мотивация);
- выучиться и получить хорошую профессию.
Если ребенок выбирает последний пункт, то у него высокая учебная мотивация, он будет с интересом учиться.
2
Определите, насколько развита у ребенка эмоционально-волевая сфера, способность выполнять требования социума. К семилетнему возрасту у детей развивается понятие «игры по правилам». Понаблюдайте, как ваш ребенок в детском коллективе следует инструкциям игры. Выполнение своих обязанностей является залогом успешной адаптации к школе. Кроме того, от самостоятельности ребенка, его умения образовывать новые социальные связи, зависит интерес к школьной жизни. Излишне опекаемые дети рискуют быть не совсем успешными в учебе.
3
Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок слушать и рассказывать. Пусть перескажет мультфильм или прочитанный рассказ. Если ребенок не может логично выстроить сюжетную линию событий, не умеет правильно составить предложение, трудно подбирает слова, то необходимо практиковать развитие речи. Речь тесно связана с мыслительным аппаратом. Развивая речь, мы тем самым стимулируем развитие мышления.
4
Обратите внимание, насколько хорошо ребенок владеет карандашом, ножницами, как перерисовывает геометрические узоры, как вырезает. Если ребенку трудно выполнять такие задания, то мелкая моторика руки нуждается в тренировке. Упражнения на выполнение мелких операций важны, так как в коре головного мозга центры речи находятся рядом с двигательным центром. Делая поделки из пластилина, пальчиковую гимнастику, массаж рук и прочее, мы развиваем речевой центр.
5
Поиграйте с ребенком в логические игры со словами. Примеры можно найти в любой книжке по развитию ребенка или придумать самим. Пусть найдет лишнее слово, закончит предложение, вами начатое, или назовет одним словом перечень предметов. Если ребенок успешно справляется с подобными заданиями, то его мыслительный аппарат готов к обучению.
6
Умение ребенка считать и писать говорит о способности ребенка к обучению. Эти навыки помогут ребенку быть успешным в первом классе, но могут помешать впоследствии. Несвоевременно накопленные знания могут помешать развитию навыков рассуждения.